Совещание в департаменте образования, науки и молодежной политики «Создание условий образования детей с ограниченными возможностями здоровья»

5 мая в День защиты прав инвалидов состоялось совещание в департаменте образования, науки и молодежной политики с участием Воронежской коалиции «Образование для всех». Среди членов коалиции присутствовали: Поветкина Татьяна Евгеньевна, Председатель ВРООИ «Искра Надежды», к.п.н., доцент ВГПУ; Абаджян Валерий Аршалуйсович, Руководитель общественной организации «Специальная олимпиада», доцент кафедры единоборств института физкультуры; Гориненко Елена Николаевна, заведующая д/с комбинированного вида № 167; Абаджян Инна Александровна, психолог областного реабилитационного центра «Парус надежды». Департамент представляли: Мосолов Олег Николаевич, руководитель департамента; Сухочев Алексей Васильевич, заместитель руководителя; Трещалин Валерий Федорович, начальник отдела охраны прав детей сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья; Каверина Жанна Ивановна, начальник отдела дошкольного и общего образования и др.

Все присутствующие выразили единодушное мнение о необходимости организации инклюзивного образования в Воронежских школах и детских садах, тем более что этот процесс – «инклюзия в образовании» — становится частью национальной политики развития общего образования.

Почему это так?

Инклюзивное образование основано на том, что все дети, несмотря на свои физические, психические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования – они обучаются и воспитываются вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой школе, где учитываются их особые образовательные потребности и оказывается необходимая специальная поддержка.

Инклюзивное образование – это единственный международно-признанный инструмент реализации права каждого человека на образование (в том числе человека с инвалидностью). Оно в значительной мере способствует улучшению качества жизни детей – особенно из социально уязвимых групп. Развитие инклюзивного образования могло бы способствовать предотвращению появления социального сиротства среди детей с особенностями развития, вынужденных обучаться долгое время за многие сотни и тысячи километров вдали от своей семьи. Инклюзивное образование могло бы дать возможность обучения тем детям, которые не обучаются нигде (а их по предварительным данным 45% среди детей-инвалидов).

Свыше 4,5 % детей, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из оценок ЮНЕСКО, 2,7 млн российских детей нуждаются в специальной педагогической помощи постоянно и 3,1 млн детей нуждаются в такой помощи время от времени.

Бесспорно, что система специального образования, сложившаяся в России, решает многие вопросы получения образования разными категориями учащихся, но бесспорен тот факт, что выпускники тех специальных/коррекционных школ и интернатов не имеют достаточных навыков социализации, и в своей взрослой жизни сталкиваются с большими трудностями по полноценному включению в жизнь современного общества.

И наконец, инклюзивная модель образования – это нравственная модель общества, она необходима также и здоровым детям, и педагогам, которые начинают по-другому воспринимать и искать подходы к каждому ребенку.

В ходе дискуссии обсуждались вопросы о необходимости ранней социализации детей-инвалидов, открытия как можно большего количества инклюзивных детских садов; подготовки кадров для обеспечения инклюзивного образования; организации ресурсного центра, который возьмет на себя ответственность за медико-психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях массовой школы.

Поднимался вопрос о профессиональном образовании инвалидов и их последующей трудовой реабилитации. В.А. Абаджян выступил с предложением о создании центра трудовой занятости и досуга молодых людей с тяжелой формой инвалидности.

Т.Е. Поветкина обратила внимание собравшихся на том, что нельзя допустить «формальной» инклюзии, необходимы продуманные решения, поскольку участниками нововведений становятся дети.