Доклад Поветкиной Т.Е. на общественных слушаниях «Закона об образовании»

21 января – В парламентском центре областной Думы прошли Обществен-ные слушания по проекту Федерально-го закона «Об образовании в Россий-ской Федерации». ВРООИ «Искра На-дежды» выступила с предложениями в части, касающейся образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Доклад Поветкиной Т.Е. на общественных слушаниях «Закона об образовании» в парламентском центре Воронежской областной Думы

21 января 2011 года

Мое выступление посвящено предложениям в Закон об образовании в части, касающейся образования детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов.

И первым делом я хочу обратить Ваше внимание на ст.24 Конвенции о правах инвалидов, которую Россия подписала в 2008 году, и которая должна быть ратифицирована к 2012 году.

Статья 24 посвящена образованию.

Цитирую:

«1. Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни, стремясь при этом:

2. При реализации этого права государства-участники обеспечивают, чтобы:

а) инвалиды не исключались по причине инвалидности из системы общего образования, а дети-инвалиды — из системы бесплатного и обязательного начального образования или среднего образования;

b) инвалиды имели наравне с другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания;

c) обеспечивалось разумное приспособление, учитывающее индивидуальные потребности;

d) инвалиды получали внутри системы общего образования требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения;»

Как мы видим, приоритет отдан исключительно инклюзивному образованию, и используется термин не интегрированное, не интеграционное, не специализированное, не коррекционное, а именно «Инклюзивное» образование.

Перейдем к краткому обзору положений Закона, касающихся лиц с ОВЗ.

В ст. 2 дается определение понятия «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья».

В п. 12 ст. 34 указаны меры поддержки лиц с ОВЗ – создание для них образовательных учреждений, классов и групп.

В п. 5 ст. 36 указано, что для детей, нуждающихся в длительном лечении, в образовательных учреждениях проводятся лечебные, реабилитационные и иные необходимые мероприятия.

В п. 1 ст. 66 указано, что дистанционные образовательные технологии дают возможность лицам с ОВЗ обучаться по месту жительства.

В п. 1 ст. 90 указывается, что может создаваться коррекционный детский сад.

В п. 11 ст. 93 регламентируется порядок обучения по программам общего образования на дому.

Согласно пп. 2 п. 2 ст. 94 могут создаваться коррекционные общеобразовательные школы.

В п. 1 ст. 96 указано, что итоговая аттестация лиц с ОВЗ по программам общего образования допускается в форме государственного выпускного экзамена (а не ЕГЭ).

Ст. 99 посвящена особенностям предоставления общего образования лицам с ОВЗ. Лица с ОВЗ могут обучаться в общеобразовательных школах, в том числе в коррекционных классах и классах интегрированного обучения, а также в коррекционных общеобразовательных школах.

Ст. 111 посвящена особенностям предоставления среднего профессионального образования лицам с ОВЗ. Лица с ОВЗ обучаются в профессиональных образовательных организациях всех видов, где им создаются необходимые условия.

В ст. 117 содержатся перечень льгот по приему в ВУЗы.

Из приведенного обзора видно, что в Законе отсутствует целостное правовое регулирование образования лиц с ОВЗ. Согласно ст. 34 для них должны создаваться образовательные учреждения, но не уточняется какие. Из ст. 66 следует, что дошкольное образование они должны получать в коррекционном детском саду. Статья 99 допускает получение детьми с ОВЗ общего образования в общеобразовательных школах (в том числе в интегрированных классах, коррекционных классах) или в коррекционных школах. В ст. 111 говорится по сути об инклюзивном среднем профессиональном образовании лиц с ОВЗ. По поводу высшего образования речь идет только о предоставлении льгот при поступлении в ВУЗы, но по поводу того, какие условия должны быть созданы для этих молодых людей в ВУЗах не говориться ни слова. В Законе не прописано, каковы условия получения лицами с ОВЗ профессиональной подготовки, дополнительного образования и дополнительного профессионального образования.

В Законе не используется термин «инклюзивное образование», не дается определение того, что такое интегрированные классы .

В целом в законе четко не определено ни отношение к инклюзивному образованию, ни к специальному (коррекционному) образованию. Отсюда налицо отсутствие целостного правового регулирования образования лиц с ОВЗ.

Для решения этой проблемы предлагаю следующее.

В статью 2 «Основные понятия и термины, применяемые в настоящем Федеральном законе» внести определение понятия инклюзивное образование/ инклюзивное обучение:

«Инклюзивное обучение – процесс организации совместной учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, не имеющих таких ограничений по овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями, развитию способностей в условиях общего образовательного пространства».

Термин «инклюзивное образование» официально закреплен в ст. 24 Конвенции о правах инвалидов. И основные принципы инклюзии должны быть заложены именно в общем федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», а не выделены в отдельный «специальный» закон. Это будет являться существенным шагом вперед в плане обеспечения гарантий на реализацию людьми с инвалидностью своего права на образование.

Также, необходимо включить в законопроект определений: «специальные условия для получения образования» и «индивидуальный учебный план».

Считаем, что необходимо вводить четкое определение «специальных условий для получения образования», без которого реализация прав людей с ограниченными возможностями здоровья на образование будет весьма затруднительна из-за разного понимания со стороны участников образовательного процесса.

В проекте нового закона обучение по «индивидуальному учебному плану» закреплено во многих статьях законопроекта (ст. ст. 35, 61, 62, 107). В статье 64 раскрывается очень ограниченное понятие индивидуального плана, которое включает в себя только индивидуальное расписание занятий. В определении индивидуального плана необходимо отразить именно индивидуальный подход к способностям ребенка с инвалидностью, особенно к детям с ментальными ограничениями. При разработке индивидуального плана подбираются разноуровневые программы по каждому предмету, определяется необходимость присутствия тьютора, вводятся дополнительные занятия с определенными специалистами и т.д. В связи с этим, считаем необходимым, законодательно закрепить предлагаемый нами вариант определения.

Пункт 12 статьи 34 «Основные права и меры социальной поддержки обучающихся» изложить в следующей редакции:

«Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья органы государственной власти и местного самоуправления создают специальные условия для инклюзивного образования в образовательных организациях общего типа. Для детей указанной категории, состояние здоровья которых исключает инклюзивное образование, создаются коррекционные образовательные организации (классы, группы), обеспечивающие их воспитание и обучение, лечение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. При невозможности осуществлять воспитание и обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общих или коррекционных образовательных организациях органы государственной власти обеспечивают их обучение на дому или в лечебно-профилактических учреждениях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.

Категории обучающихся, имеющих право на создание специальных условий для инклюзивного образования, направление в специальные (коррекционные) образовательные организации или обучение на дому, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработки государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».

Однако данные предложения в большей степени являются полумерой. Наиболее оптимальным вариантом правового регулирования образования лиц с ОВЗ является введение в Главу 17 «Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся» специальной статьи, посвященной лицам с ОВЗ. Данная Глава уже содержит ст. 126 (одаренные), ст. 127 (иностранцы), ст. 128 (осужденные). Так что прецеденты есть. Введение статьи, посвященной лицам с ОВЗ, позволит комплексно и компактно урегулировать особенности их образования и как минимум убрать из Закона ст. 99 и ст. 111.

Более подробное изложение наших предложений в «Закон об образовании» мы направили Царалунга А.В. и Савинкову Р.В. на 17 страницах.