Предложения к проекту федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

21 января – В парламентском центре областной Думы прошли Обществен-ные слушания по проекту Федерально-го закона «Об образовании в Россий-ской Федерации». ВРООИ «Искра На-дежды» выступила с предложениями в части, касающейся образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Предложения к проекту федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 2. Основные понятия и термины, применяемые в настоящем Федеральном законе

· Изменить термин «обучающийся». В законопроекте предусмотрено право на получение образования вне образовательных организаций, в том числе путем самообразования. Получение образования также возможно у педагогов, занимающихся индивидуальной педагогической деятельностью. В связи с чем, права, предусмотренные Главой 4 «Обучающиеся, их родители и иные законные представители», должны распространяться на всех обучающихся, в том числе, и на обучающихся которые осваивают образовательные программы вне образовательных организаций.

«обучающийся – лицо, осваивающее образовательную программу как посредством обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне таких организациях;»

· Изменить термин «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья».

«Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — лицо, имеющее особенности физического и (или) психического развития, нуждающийся в создании специальных условий для получения образования».

· Добавить термин «дети с особыми образовательными потребностями».

«Дети с особыми образовательными потребностями – дети для обучения, которых, необходимо создание особых образовательных условий, наиболее подходящих для обучающего методов и способов обучения, учебных методик и материалов, в обстановке, которая максимальным образом обеспечивает освоение знаний, обучение, воспитание, лечение, социальное развитие, адаптацию и интеграцию в общество».

· Добавить термин «инклюзивное обучение»

«Инклюзивное обучение – процесс организации совместной учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, не имеющих таких ограничений по овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями, развитию способностей в условиях общего образовательного пространства».

· Добавить термин «индивидуальный учебный план»

«Индивидуальный учебный план — образовательная программа обучения одного учащегося на определенный период, составляемая с учетом его физических, интеллектуальных, и других особенностей и изменяемая по ходу процесса обучения, разрабатываемая с привлечением специалистов образовательной организации, центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи, законных представителей».

· Добавить термин «специальные условия для получения образования»

«Специальные условия для получения образования — комплекс мер и технических средств реабилитации, включая средства коммуникации и связи, сурдоперевод при реализации образовательных программ, обеспечивающий доступ обучающегося ко всем объектам образовательной инфраструктуры, беспрепятственное получение информации, облегчающий процесс получения знаний, умений и навыков, и призванный максимально компенсировать имеющиеся ограничения и повысить эффективность процесса обучения и воспитания».

Статья 12. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации

Новый законопроект должен ориентировать чиновников, на то чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья получал образование рядом с домом, живя при этом в семье.

Предлагаем изложить ч. 5 ст. 12 в следующем виде: «Государство в системе общего образования создает лицам с ограниченными возможностями здоровья, условия для получения ими, наравне с другими обучающимися, образования, социальной адаптации и интеграции на основе специальных педагогических подходов, методов и средств, в образовательных организациях, находящихся на территории проживания обучающегося»

Статья 15. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования

Пункты 9-10 ч. 1 ст. 15 повторяют нормы действующего Закона «Об образовании». Однако действующая система финансирования и организации предоставления образования не способствует включению детей с ограниченными возможностями здоровья в систему общего образования, к их инклюзивному обучению, к получению образования в местах своего проживания.

Пункт 10 дополнить абзацем 2

«организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, общего (начального общего, основного общего, среднего общего) образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, для детей, нуждающихся в длительном лечении, для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, для детей с особыми образовательными потребностями осуществляется путем создания необходимых условий и предоставления вспомогательных услуг, способствующих освоению знаний, социальному развитию и удовлетворению иных нужд обучающегося в образовательных организациях, находящихся на территории проживания обучающегося, и, в исключительных случаях, в специальных образовательных организациях для конкретной категории обучающихся, когда для освоения образовательных программ обучающемуся необходимы специальные условия».

Статья 16. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования

Необходимо вести учет всех детей, которые в силу своего возраста должны обучаться по программам дошкольного или общего образования. Ведение учета с дошкольного возраста позволит заранее выявить детей, которые оказались неохваченными системой образования и реализовать право каждого ребенка на образование, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.
Пункт 5, ч. 1, ст. 16 изложить в следующей редакции:

«учет всех детей, подлежащих обязательному обучению по программам дошкольного и общего образования в силу своего возраста».

Статья 17. Структура системы образования

Согласно положению ч. 2 ст. 17, «В рамках системы образования осуществляются дошкольное образование, общее образование, профессиональная подготовка (обучение), среднее профессиональное образование, высшее образование, подготовка научных кадров, а также дополнительное образование детей и взрослых, обеспечивающие возможность реализации права на образование на протяжении всей жизни с целью удовлетворения образовательных и профессиональных потребностей человека, постоянной его адаптации к меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

Тогда, как в системе образования, ч.3, ст. 17 законопроекта, говориться только об уровне среднего профессионального образования. Из уровня среднего профессионального образования, таким образом, исключается профессиональная подготовка как ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ.

Согласно ст. 2 проекта федерального закона, под образовательным цензом понимается уровень образования, достижение которого удостоверяется соответствующим документом об образовании и является условием получения образования следующего уровня или ведения профессиональной деятельности. Таким образом, образовательный ценз показывает не только образовательный уровень как условие получения образования следующего уровня, но и как условие ведения профессиональной деятельности. Следовательно, в законопроекте необходимо указать, что лицо прошедшее обучение по программам профессиональной подготовки, имеет соответствующий образовательный ценз, который позволяет ему осуществлять соответствующую образовательную деятельность. Профессиональная подготовка, как ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, не будет сопровождаться повышением образовательного уровня для получения образования следующего уровня, а станет лишь условием для ведения профессиональной деятельности.

Предлагаем изложить ч. 3 ст. 17 в следующей редакции:

«3. В системе образования Российской Федерации устанавливаются следующие уровни образования:

1) дошкольное образование:

дошкольное образование;

2) общее образование:

начальное общее образование;

основное общее образование;

cсреднее общее образование;

3) основное профессиональное образование:

профессиональная подготовка;

подготовка квалифицированных рабочих;

подготовка специалистов среднего звена;

4) высшее образование:

бакалавриат;

магистратура, подготовка специалиста;

подготовка научно-педагогических кадров».

Статья 20. Образовательные программы

В п. 5 Предложений было предложено заменить термин среднее профессиональное образование на термин профессиональное образование. Предлагаем следующую редакцию ч. 6, ст. 20:

«6. К основным профессиональным относятся образовательные программы:

1) основного профессионального образования (программы профессиональной подготовки, программы подготовки квалифицированных рабочих, программы подготовки специалистов среднего звена);

2) высшего образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров)».

Исходя из предложенных изменений в систему образования Российской Федерации и выделяя такой уровень образования как основное профессиональное образование, ч. 14 ст. 20, изложить в следующем виде:

«Программы профессиональной подготовки предназначены для освоения лицами различного возраста, профессиональных компетенций или навыков, необходимых для выполнения определенных определенной работы, группы работ, трудовых функций, в том числе работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, и направлены на получение квалификации (разряда, класса, категории) по осваиваемой профессии без изменения образовательного уровня, позволяющего получить образование следующего уровня в соответствии с системой образования в Российской Федерации. Перечень профессий (квалификаций), по которым осуществляется профессиональная подготовка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Государство в рамках программы профессионального обучения создает условия для профессиональной подготовки и получения профессии лицам, не имеющим основного общего образования».

Статья 21. Формы получения образования и обучения

Право на выбор формы получения образования предполагает наличие альтернативных форм. По сравнению с действующим Законом «Об образовании», проект Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» сократил перечь способов и форм получения образования.

В связи с чем, предлагаем дополнить ч. 2 ст. 21 проекта закона еще одним абзацем.

«Основное дошкольное и основные общеобразовательные программы могут быть получены обучающимся, посредством семейного образования, которое предполагает самостоятельное, или с помощью педагогов, работающих на договорной основе, или с помощью родителей (законных представителей) обучающегося освоение дошкольного и общеобразовательных программ. Освоение основных общеобразовательных программ основного общего и среднего общего посредством семейного образования осуществляется при обязательном последующем прохождении промежуточной и государственной (итоговой) аттестации в общеобразовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию».

Статья 27. Типы образовательных организаций

Формулировка данной статья позволяет с одной стороны, формально «обеспечить, чтобы образование инвалидов являлось неотъемлемой частью системы общего образования» (Правило 6 Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов), но, по сути, сохранить существующие деление образовательных организаций на обычные и коррекционные (см. ст. 98 и ст. 105 проекта Федерального закона). Такая формулировка статьи и деление на виды образовательных организации в ст. 98 и ст. 105, используя критерий – направленность (коррекционная и компенсирующая) образовательных программ, не будет способствовать созданию инклюзивных и интеграционных школ.

п. 8 Правило 6 Образование, Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов «8. В случаях, когда система общего школьного образования все еще не удовлетворяет адекватным образом потребностям всех инвалидов, можно предусмотреть специальное обучение. Оно должно быть направлено на подготовку учащихся к обучению в системе общего школьного образования. Качество такого обучения должно отвечать тем же стандартам и целям, что и обучение в системе общего образования, и должно быть тесно с ним связано. Для учащихся — инвалидов следует как минимум выделять ту же долю ресурсов на образование, что и для учащихся, не являющихся инвалидами. Государствам следует стремиться к постепенной интеграции специальных учебных заведений в систему общего образования. Как известно, в настоящее время специальное обучение, возможно, является в ряде случаев наиболее приемлемой формой обучения некоторых учащихся – инвалидов».

Статья 35. Основные права и меры социальной поддержки обучающихся

Неопределенность и неконкретность формулирования части 15 ст. 35, не будет способствовать созданию интеграционных и инклюзивных школ.

Предлагаемый вариант изложения ч. 15, ст. 35:

«Для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особыми образовательными потребностями органы государственной власти и местного самоуправления создают в образовательных организациях общей направленности, в том числе в классах инклюзивного и интеграционного обучения, специальных классах (группах) и в образовательных организациях специальной направленности специальные условия для получения образования, в том числе с помощью наиболее подходящих для обучающего методов и способов обучения, учебных методик и материалов, в обстановке, которая максимальным образом обеспечивает освоение знаний, обучение, воспитание, лечение, социальное развитие, адаптацию и интеграцию в общество».


Статья 41. Обеспечение местами для проживания в общежитиях

Абзац 1 пункта 1 статьи 41 дополнить словами:

«В случае, если общежитие предоставляется обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья, в нем должны быть созданы все условия для беспрепятственного пользования такими лицами».

Статья 42. Транспортное обеспечение

Статью 42 дополнить пунктом следующего содержания:

«Расходы на обеспечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих трудности в передвижении, транспортными услугами на период получения образования для посещения государственных образовательных учреждений возмещаются в порядке, определяемом исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации».

Статья 50. Права и свободы педагогических работников, гарантии и меры социальной поддержки

Система оплаты труда должна включать надбавки за работу с детьми с ограниченными возможностями и с детьми с особыми образовательными потребностями.

«8. Системы оплаты труда в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и включают в себя размеры и порядок установления окладов (ставок), доплат и надбавок компенсационного характера, выплат стимулирующего характера и социальных выплат.

Должностные оклады (ставки) педагогических работников подлежат повышению с учетом их педагогического стажа, квалификационной категории, наличия почетных званий, государственных наград в порядке и размерах, определяемых системами оплаты труда, действующими в организации – работодателе. Должностные оклады (ставки) педагогических работников подлежат повышению за работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в порядке и размерах, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Системы оплаты труда педагогических работников, принимаемые организацией – работодателем, должны предусматривать выплаты стимулирующих надбавок (премий) педагогическим работникам по показателям результативности и качества их работы. Показатели результативности и качества работы педагогических работников разрабатываются и принимаются организациями – работодателями самостоятельно в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации».

Статья 62. Прекращение образовательных отношений

Подпункт 7 пункта 7 статьи 62 «7) состояния здоровья обучающегося, не позволяющее ему продолжить обучение, в соответствии с медицинским заключением» — исключить

Пункт 9 статьи 62 изложить в следующей редакции:

«9. Учредитель образовательной организации в случае досрочного прекращения образовательных отношений по основаниям, предусмотренными пунктами 2-4, 7 части 7 настоящей статьи, обязан принять меры по переводу обучающихся в другие образовательные организации или на другую форму обучения и исполнить иные обязательства, предусмотренные договором об образовании (обучении).»

Статья 64. Общие требования к организации образовательного процесса

Требования к организации образовательного процесса должны включать особые образовательные потребности обучающегося.

«4. Расписание занятий формируется с учетом формы обучения, основных видов учебной деятельности, предусмотренных образовательной программой, и включает в себя аудиторные и иные формы занятий, проводимые педагогическим работником с обучающимися.

Форма занятий определяется исходя из особых образовательных потребностей, в соответствии с учебным планом, используемыми образовательными технологиями и методами обучения, исходя из необходимости обеспечения эффективного освоения соответствующих учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей). Занятия могут проводиться в групповой или индивидуальной форме».

Статья 67. Реализация образовательных программ с использованием дистационных и электронных образовательных технологий

Дистанционное образование должно быть предоставлено только с согласия обучающегося или его законного представителя, в том числе с определением количества часов, предметов.

«1. Дистанционные образовательные и (или) электронные образовательные технологии используются с целью предоставления обучающимся при их согласии и (или) согласии их законных представителей возможности обучения непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения), в том числе по медицинским показаниям в связи с ограниченными возможностями здоровья.

5. Основные образовательные программы, за исключением образовательных программ, указанных в части 4 настоящей статьи, могут реализовываться с использованием дистанционных образовательных и (или) электронных образовательных технологий частично. Соотношение объема занятий с использованием дистанционных образовательных и (или) электронных образовательных технологий и путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся при реализации основной образовательной программы определяется обучающимся (его законным представителем) и образовательной организацией с учетом соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов.

7. При обучении детей-инвалидов и иных лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается реализация основных образовательных программ в основном посредством дистанционных образовательных и (или) электронных образовательных технологий, за исключением отдельных видов учебных занятий и практик, определяемых образовательной организацией по согласованию с обучающимся (его законным представителем), а также промежуточной и итоговой аттестации».

Абзац 2 пункта 10 статьи 67 изложить в следующей редакции:

«Порядок и формы доступа обучающихся к электронным образовательным и информационным ресурсам при освоении образовательной программы определяется локальным актом образовательной организации. Данный акт должен учитывать особенности предоставления информации для лиц с ограниченными возможностями здоровья в доступных для них форматах».

Статья 87. Финансирование образовательных организаций за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

Финансирование образовательных организации должно включать в себя затраты на создание специальных условий, приспособлений, методов и средств обучения обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, дополнительных расходов с оказанием необходимой бесплатной психолого-медико-педагогической помощи.

«1. Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе высшего образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, а также в имеющих государственную аккредитацию частных образовательных организациях на основе нормативов финансирования образовательных услуг, обеспечивающих реализацию для обучающегося основной образовательной программы в пределах федерального государственного образовательного стандарта, образовательного стандарта, устанавливаемого в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, также создание специальных условий, приспособлений, методов и средств обучения обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, оказание необходимой бесплатной психолого-медико-педагогической помощи, содержание обучающегося в образовательной организации (далее – нормативы финансирования), в зависимости от числа обучающихся в образовательного учреждения с учетом уровня и направленности образовательных программ, форм обучения, специфики контингента обучающихся, вида и категории образовательной организации, иных особенностей организации образовательного процесса».

Статья 98. Дошкольная образовательная организация

Специальные (коррекционные) детские сады могут создаваться для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые имеют особые образовательные потребности (коммуникативные, потребность в специальных методах и средств обучения, индивидуализации обучения, организации образовательной среды и т.д.) для получения эффективного образования.

В связи с чем, предлагается уйти от понятия коррекционные детский сад (школа) и перейти к понятию специальный детский сад для детей с особыми образовательными потребностями, изложив ч. 2, ст. 98 проекта в следующем виде:

«2. Для реализации основных образовательных программ дошкольного образования создаются дошкольные образовательные организации следующих видов:

детский сад – дошкольная образовательная организация, которая реализует основную образовательную программу дошкольного образования общеразвивающей направленности, в том числе с осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);

специальный детский сад — дошкольная образовательная организация, которая реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые для получения образования нуждаются в особых образовательных условиях (дети с особыми образовательными потребностями)».

Статья 99. Организация приема в дошкольную образовательную организацию

Добавить в статью норму о праве детей-инвалидов на первоочередное обеспечение местами в дошкольных образовательных организациях, предусмотренное Указом Президента РФ от 02.10.1992 N 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов».

Пункт 1 добавить абзацем:

«Дети-инвалиды, в первоочередном порядке обеспечиваются местами в образовательных организациях, в которых финансовое обеспечение основных образовательных программ осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»

Статья 101. Особенности предоставления дошкольного образования детям с ограниченными возможностями здоровья

«1. Дошкольное образование детям с ограниченными возможностями здоровья предоставляется во всех видах образовательных организациях, организациях, находящихся на территории проживания обучающегося, и реализующих основную образовательную программу дошкольного образования оборудованных при необходимости специальными техническими средствами.

2. Дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети-инвалиды, принимаются в дошкольную образовательную организацию для освоения основной образовательной программы дошкольного образования специальной направленности только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.

При приеме детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, в дошкольные образовательные организации любого вида дошкольная образовательная организация обязана обеспечить специальные условия для получения образования, в том числе, с помощью наиболее подходящих для обучающего методов и способов обучения, учебных методик и материалов, в обстановке, которая максимальным образом обеспечивает освоение знаний, обучение, воспитание, лечение, социальное развитие, адаптацию и интеграцию в общество.

3. Штатное расписание, а также материально-технические условия организации и обеспечения образовательного процесса дошкольных образовательных организаций должны обеспечивать реализацию основной образовательной программой дошкольного образования с созданием специальных условий для получения образования, в том числе, с помощью наиболее подходящих для обучающего методов и способов обучения, учебных методик и материалов, в обстановке, которая максимальным образом обеспечивает освоение знаний, обучение, воспитание, лечение, социальное развитие, адаптацию и интеграцию в общество».

.

Статья 104. Цели и задачи общего образования

Часть 6 ст. 104 дополнить положением о реализации общеобразовательных программ посредством семейного образования.

«Основные общеобразовательные программы могут быть реализованы посредством семейного образования, которое предполагает самостоятельное, или с помощью педагогов, работающих на договорной основе, или с помощью родителей (законных представителей) обучающегося освоение дошкольного и общеобразовательных программ. Освоение основных общеобразовательных программ основного общего и среднего общего образования посредством семейного образования осуществляется при обязательном последующем прохождении промежуточной и государственной (итоговой) аттестации в общеобразовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию».

Статья 107. Реализация основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования

В пункте 7 статьи 107 после слова «интегрированного» добавить слово «инклюзивного»

Предлагаемая редакция:

7. Образовательный процесс при реализации основных общеобразовательных программ осуществляется в классах, классах с углубленным изучением отдельных предметов, классах интегрированного и инклюзивного обучения, коррекционных классах, классах-комплектах (далее – классы), либо индивидуально.

Статья 111. «Особенности предоставления общего образования лиц с ограниченными возможностями»

Статья 111 должна быть изложена в редакции, способствующей получению образования детьми с ограниченными возможностями здоровья преимущественно в образовательных организациях, находящихся в местах проживания обучающегося, способствовать созданию инклюзивных и интеграционных классов в общеобразовательных школах общей направленности.

Статью 111 изложить в следующей редакции:

«1. Общее образование лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется во всех видах общеобразовательных организациях, находящихся на территории проживания обучающегося, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, в том числе в специальных классах, классах интегрированного и инклюзивного обучения общеобразовательных школ или в специальных общеобразовательных школах.

Инвалиды получают общее образование в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

2. Для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особыми образовательными потребностями органы государственной власти и местного самоуправления создают в образовательных организациях общей направленности, в том числе в классах инклюзивного и интеграционного обучения, специальных классах (группах) и в специальных образовательных организациях специальные условия для получения образования, в том числе, с помощью наиболее подходящих для обучающего методов и способов обучения, учебных методик и материалов, в обстановке, которая максимальным образом обеспечивает освоение знаний, обучение, воспитание, лечение, социальное развитие, адаптацию и интеграцию в общество.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих особые образовательные потребности, в том числе для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья, органы государственной власти субъектов Российской Федерации создают специальные школы различных категорий, перечень и особенности организации образовательного процесса в которых определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Прием детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные классы, классы интегрированного и инклюзивного обучения и специальные общеобразовательные школы осуществляется с согласия родителей (законных представителей) при наличии соответствующего заключения психолого-медико-педагогической комиссии

Положение о психолого-медико-педагогической комиссии утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».

3. Содержание образования и условия организации образовательного процесса для обучающегося в специальной общеобразовательной школе определяется индивидуальным планом, составленным образовательной организацией для каждого обучающегося на основе специальной образовательной программой общего образования, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся на основе специальных требований соответствующего федерального государственного образовательного стандарта.

4. Предельная наполняемость специального класса, класса интегрированного и инклюзивного обучения, а также класса (группы), группы продленного дня в общеобразовательной школе и классов в специальной общеобразовательной школы зависит от категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и устанавливается специальными требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Допускается деление класса на группы (подгруппы).

5. Штатное расписание, а также материально-технические условия организации и обеспечения образовательного процесса всех видов общеобразовательных организаций, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья должно обеспечивать специальные условия для получения образования, в том числе, с помощью наиболее подходящих для обучающего методов и способов обучения, учебных методик и материалов, в обстановке, которая максимальным образом обеспечивает освоение знаний, обучение, воспитание, социальное развитие, адаптацию и интеграцию в общество, а также проведение необходимых реабилитационных и оздоровительных мероприятий с обучающимися (в зависимости от категории детей с ограниченными возможностями здоровья).

6. Обучающиеся, проживающие в интернате специальной общеобразовательной школы, находятся на полном государственном обеспечении и в соответствии с установленными нормативами обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем.

Иные обучающиеся специальной общеобразовательной школы обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием».

Статья 112. Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь обучающимся, осваивающим основные образовательные программы общего образования

Задачами Центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи должны быть не только помощь детям, их родителям (семье), педагогам, воспитателям и другим специалистам, которые непосредственно занимаются с ребенком, который испытывает трудности в освоении основных образовательных программ, но и комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение образовательного процесса обучающегося.

Статья 112 изложить в следующей редакции:

«1. В целях оказания помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ общего образования, осуществления индивидуально ориентированного педагогического, психологического, социального и медицинского сопровождения таких обучающихся органами государственной власти субъектов Российской Федерации создаются центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

2. Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи:

1) осуществляет диагностику уровня психического, физического развития обучающихся, осваивающих основные образовательные программы общего образования, а также выявляет причины проблем в обучении, развитии, социальной адаптации обучающегося;

2) осуществляет психолого-педагогическое и медико-социальное консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей), оказывает помощь в преодолении трудностей в освоении общеобразовательной программы, а также логопедическую помощь обучающимся;

3) организует психолого-педагогические тренинги, развивающие занятия с обучающимися, составление индивидуальной программы (маршрута) развития обучающегося;

4) проводит комплекс реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий;

5) оказывает помощь учащимся в самоопределении, профориентации, получении профессии, трудоустройстве и трудовой адаптации.

3. Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи оказывает помощь общеобразовательным организациям по вопросам обучения и воспитания детей, испытывающих трудности в освоении общеобразовательной программы.

4. Педагогическая и психологическая помощь в центре психолого-педагогической и медико-социальной помощи оказывается педагогами-психологами, социальными педагогами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами, врачами (детским психиатром (психотерапевтом), неврологом) и иными специалистами, необходимыми для надлежащего осуществления функций такого центра.

Социальные педагоги центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи осуществляют также комплекс мероприятий по выявлению причин социальной дезадаптации детей и оказывают им социальную помощь, осуществляют связь с семьей, а также с органами и организациями по вопросам социального обслуживания, трудоустройства детей, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями и иными мерами социальной поддержки.

Комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий, в том числе углубленная диагностика состояния физического и психического здоровья детей, консультативная помощь обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам по вопросам профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма и других социально-значимых заболеваний».

Глава 13. Профессиональное обучение

Статья 116. Организация профессионального обучения

Необходимо дополнить статью 116 нормой позволяющей лицам, не имеющим основного общего образования получить профессиональную подготовку, с правом ведения профессиональной деятельности, но без права получения образования следующего уровня.

Статья 116. Изложить в следующей редакции:

«1. Профессиональное обучение имеет целью ускоренное приобретение гражданами умений и навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональное обучение позволяет вести профессиональную деятельность, но не сопровождается повышением у обучающегося образовательного уровня, позволяющего получить образования следующего уровня в соответствии с установленной системой образования в Российской Федерации.

2. Государство гарантирует бесплатность и общедоступность профессионального обучения в пределах основной общеобразовательной программы среднего общего образования, основных образовательных программ среднего профессионального образования, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Государство в рамках программы профессионального обучения создает условия для профессиональной подготовки и получения профессии лицам, не имеющим основного общего образования

3. Профессиональное обучение осуществляется посредством реализации программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих, программ переподготовки рабочих и служащих, программ повышения квалификации рабочих и служащих (далее – программы профессионального обучения).

Программа профессионального обучения включает в себя теоретические занятия и производственное обучение.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, утверждаются требования к структуре программ профессионального обучения, а в случаях, установленных федеральными законами, также примерные программы профессионального обучения.

4. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также профессиональных стандартов устанавливается перечень профессий рабочих и должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, включая сроки обучения и присваиваемый по результатам профессионального обучения разряд (класс, категория).

5. Образовательная деятельность по реализации программ профессионального обучения не подлежит лицензированию, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, может устанавливаться перечень профессий рабочих и должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, подлежащих лицензированию.

В случае, если образовательная деятельность по реализации программ профессионального обучения не подлежит лицензированию, она может осуществляться организациями, осуществляющими реализацию соответствующих программ, после уведомления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в сфере образования, о начале такого вида деятельности до начала фактического предоставления услуг по реализации программ профессионального обучения.

6. Профессиональное обучение осуществляют мастера производственного обучения и преподаватели теоретического обучения.

Мастера производственного обучения должны иметь стаж работы по профессии не менее 3 лет, среднее общее или среднее профессиональное образование, а также квалификацию по соответствующей профессии рабочего или должности служащего выше уровня квалификации, который обеспечивает соответствующая программа профессионального обучения.

Преподаватели теоретического обучения должны иметь среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой учебной дисциплины (модуля), и стаж работы по специальности не менее 3 лет.

Мастера производственного обучения и преподаватели теоретического обучения должны знать основы педагогики и психологии профессионального обучения взрослого населения и повышать свою профессиональную и педагогическую квалификацию не реже одного раза в 5 лет».

Глава 18. Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся.

Включить в главу 18 статью «Организация получения образования детьми с особыми образовательными потребностями», где предусмотреть дополнительные государственные гарантии для обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе:

— создание необходимых условий для обучения детей с особыми образовательными потребностями;

— дополнительное финансирование образовательных организаций любой формы собственности, любого типа и вида, которые создают условия для детей с особыми образовательными потребностями;

— особенности функционирования образовательного процесса, комплектования обучающимися классов;

— направленность образовательных программ;

— формирование индивидуального учебного плана, отвечающего интересам и возможностям обучающего и позволяющего максимальным образом обеспечить ему освоение знаний, обучение, воспитание, лечение, социальное развитие, адаптацию и интеграцию в общество;

— механизмы поддержки и стимулирования педагогических работников.