Пробелы образования восполнят родители и учителя?

Главная задача инклюзивного образования — обеспечить условия для совместного обучения.

Хотя в последние несколько лет тема инклюзивного образования набирает популярность в России, создание условий для обучения детей-инвалидов в обычных классах общеобразовательной школы в Воронежской области — пока нонсенс.

Невзирая на барьеры

Пожалуй, первым официальным шагом на пути внедрения инклюзивного образования в нашем регионе стало открытие инновационной площадки интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в этом году. Предполагается, что это нововведение позволит решить проблему социальной адаптации таких детей.

Правда, тот факт, что дети с ОВЗ обучаются в общеобразовательных школах области — не новость, причём не только в сёлах, где нет других возможностей, но и в городе.

— В общеобразовательных учреждениях Воронежа в 2010 году обучались 607 детей-инвалидов, из них 230 — на дому, остальные — в классно-урочной системе, — говорит Тамара Минакова, специалист департамента образования города Воронежа. — В классе, как правило, могут обучаться дети-диабетики, дети с онкологией, пороком сердца.

Центры дополнительного образования — станция юных натуралистов, что в переулке Политехническом, и «Реальная школа» — тоже постоянно работают с детьми-инвалидами.

Порой родители переводят ребёнка в общеобразовательную школу для того, чтобы он учился рядом с домом, ведь и в специализированных заведениях нередко отсутствует необходимая инфраструктура.

— В школе № 97 в прошлом году учился ребёнок с ДЦП, — рассказывает Татьяна ПОВЕТКИНА, председатель ВРООИ «Искра Надежды». — Он перевёлся из интерната № 9, где тоже не было безбарьерной среды. Теперь, по крайней мере, он учится рядом с домом. Кстати, мальчик стал отличником и ходит уже довольно уверенно.

Но если говорить именно об инклюзивном образовании, вопрос не столько в том, что дети должны учиться вместе, сколько в том, чтобы обеспечить условия для совместного обучения и специальные условия для ребёнка-инвалида.


Инклюзия в зародыше

— Инклюзивное образование — это в том числе и возможность получать образование для детей, которые по медицинским показаниям раньше не могли это сделать. Например, детей с отклонениями в психическом развитии, — говорит Тамара Минакова. — Или же детей с тяжёлыми поражениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП). Для того чтобы они могли посещать общеобразовательную школу, нужны особенные условия, и не только архитектурные.

— Самый острый вопрос в сфере инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья — это финансирование школ, — делится Татьяна Поветкина.

В настоящий момент средства из федерального и областного бюджетов по федеральной программе «Доступная среда» получает только одно учебное заведение из тех, что вошли в областную инновационную площадку — школа № 67.

— В ней уже начались работы по архитектурной доступности, -рассказывает Тамара Минакова. — Также два педагога школы прошли специальное обучение в Москве. Ведь для проведения занятий в классах, где учатся дети с ОВЗ, и учителям нужен дополнительный опыт. Следить за тем, чтобы без внимания не остался и ребёнок-инвалид, и остальные ученики — довольно сложная задача. Однако финансового вознаграждения за дополнительную нагрузку учителя пока не получают.

Изначально в Положении об интегрированном образовании планировался пункт о финансовой поддержке школ, участвующих в проекте (в частности, о тридцатипроцентной надбавке педагогам).

— Но в окончательном варианте Положения, принятого областной Думой, этого пункта нет, — говорит Татьяна Поветкина. — Сейчас всё финансовое бремя полностью ложится на школу, в том числе и обеспечение инфраструктуры для беспрепятственного обучения детей-инвалидов.

Одним словом, если не считать единственную в области школу, которая благодаря федеральной программе получила возможность обеспечить необходимые условия для инклюзивного образования, мы остаёмся при старом интегрированном образовании. То есть преодоление барьеров на пути к обучению в общеобразовательной школе ребёнка с ОВЗ пока по-прежнему ложится на плечи родителей и учителей.

Для справки

Приказом Департамента образования, науки и молодёжной политики от 4 июля 2011 года на базе трёх воронежских общеобразовательных школ (№ 97, № 67, № 30) и детских садов (№ 33, № 133, № 167), а также учреждения дополнительного образования детей «Реальная школа» создана областная инновационная площадка интегрированного образования детей с ОВЗ. Правда, финансирование на создание необходимых условий пока получает только школа № 67.

Мария ОРЛОВА

Опубликовано на сайте Издательского Дома «Аргументы и факты» (http://www.aif.ru)
АиФ Черноземье, выпуск 46 (856) от 16 ноября 2011 г.
Адрес статьи: http://voronezh.aif.ru/issues/856/23_01?print