Учебная поездка в Великобританию

Учебная поездка в Великобританию

С 6 по 12 ноября 2011 года два представителя из Воронежа – заведующая кафедрой общей и социальной педагогики ВГПУ Марина Шакурова и учитель СОШ № 67 Марина Тонких, посетили Великобританию с целью знакомства с международным опытом инклюзивного образования. Учебную поездку в Великобританию от Воронежа организовала ВРООИ «Искра Надежды» в рамках проекта «Создание движения «За инклюзивное образование» в России», финансируемого Представительством Европейской Комиссии в России для общественных организаций из 6 регионов России (Москва, Воронеж, Улан-Удэ, Томск и Сыктывкар, республика Коми).

Цель поездки: Знакомство с практикой инклюзивного образования в Великобритании, посещение инклюзивных детских садов и начальных школ, встречи с администрацией и учителями дошкольных учреждений и школ и родителями, чтобы лучше узнать методы инклюзивного образования, организацию учебного процесса, политику образовательных учреждений и органов власти по поддержке инклюзивного образования.

В поездке приняли участие 14 человек, представители от каждого региона и специалист Министерства образования. Российскую группу принимал Ричард Райзер (Richard Rieser), директор организации «Мир Инклюзии».

За пять дней пребывания в Великобритании российская группа посетила 6 инклюзивных школ – 2 школы в городе Ноттингем и 4 школы в районах Лондона. У участников была возможность лично задать интересующие их вопросы педагогам и директорам школ, присутствовать на уроках в инклюзивных классах и наблюдать, как все дети без исключения получают новые знания и опыт.

Участники поездки также встретились с Лондонскими специалистами в области инклюзивного образования (Linda Jordan и Lynne Roberts). Российская команда узнала о том, как их коллеги в Великобритании преодолели барьеры на пути включения детей с инвалидностью в общеобразовательные школы. В ходе встреч с директорами и педагогами школ обсуждались вопросы взаимодействия школы и родителей, обеспечения школ техническими средствами реабилитации, оценки инклюзивных школ в общем рейтинге образовательных учреждений, кадровой политики.

Кратко о школах, которые посетила российская группа.

Школы г. Ноттингем

Netherfield Primary – в начальной школе обучается 430 учеников (при максимальной наполняемости 430) их обслуживает 60 сотрудников. Всего 12 классов. Школа была сформирована в 2009 г. путем слияния дошкольного учреждения и школы для детей с 7 до 11 лет. Учреждение располагается в очень бедном районе г. Ноттингем, где наблюдается чрезмерное употребление алкоголем, наркотиками и имеется насилие в семье, поэтому основное направление работы коррекция поведения. Школа применяет поощрительные методы посещаемости, каждую неделю на общем собрании награждается самый лучший класс.

140 учеников имеют особые образовательные потребности. Например, есть дети, применяющие специальный аппарат для дыхания, есть слабослышащие и слабовидящие учащиеся, дети с тяжелой формой аутизма, дети с синдромом булимии, ученики, передвигающиеся при помощи инвалидной коляски. Школа в последнее время ограниченна в ресурсах, поэтому в основном полагается на свои кадры и опыт работы.

Координирует и направляет работу с детьми с ОВЗ специалист по особым образовательным потребностям. Преподаватели школы, ученики и совет школы каждый год разрабатывает план развития школы с учетом внутренних потребностей и отмечает вклад каждого для этого развития.

Seely Infants – комплексное образовательное учреждение представлено дошкольным учреждением от 3 до 7 лет и начальной школой для детей от 7 до 11 лет. Рядом со школой имеется Детский центр ранней помощи семьям с детьми от 0 до 3-х лет и беременным женщинам. Руководят школой два содиректора в разные дни недели. Школа применяет индивидуальный подход в обучении как к детям с особыми образовательными потребностями, так и к одаренным детям.

Особенностью данной школы можно отметить ведение детей с особыми образовательными потребностями от центра ранней помощи до окончания школы, а так же тесное сотрудничество с родителями. Более того, создан родительский клуб при школе, родителям оказывается поддержка в поиске работы. В качестве поддержки родителям детей с инвалидностью, детям по выходным организуются различные познавательно-развлекательные поездки. По понедельникам в школе проходят совместные чаепития для детей, родителей и преподавательского состава.

Школы Лондона

В школе Sir John Heron, Ньюхен обучается 438 учеников. Достаточно большое двухэтажное здание, построенное 10 лет назад. В разработке проекта здания принимала участие директор школы, что позволило изначально создать все условия физической доступности для детей, имеющих инвалидность.

Школа Sir John Heron специализируется на обучении детей с тяжелой формой умственной отсталости, а также имеющих серьезные проблемы в эмоциональном развитии и получает на это дополнительное финансирование. Администрация школы тесно сотрудничает с Министерством здравоохранения, со службами ранней помощи и другими ведомствами, которые занимаются помощью в развитии ребенка с инвалидностью. Каждому ребенку с инвалидностью определяется специалист. В каждый класс принимается не более одного ребенка. Для большинства учащихся английский не является родным языком.

Школа St Stephens, Ньюхем обучает 420 учеников в возрасте от 4 до 11 лет и 180 детей посещает детский сад и 30 детей находятся на платной основе с 8 утра до 6 вечера. Большинство учащихся не являются англичанами и для 90% английский не родной язык. Дети говорят на 27 языках. Педагогический коллектив состоит из 80 человек. 390 человек ассистентов. 20% детей с особыми образовательными потребностями.

Школа Arnhem Wharf primary school, Тауэр Хэмплекс многонациональная школа с 470 учащимися. Около 48% детей это выходцы из Бангладеш и 40% других этнических групп. Три четверти детей не говорят по-английски. Всего дети говорят на более 30 языках. Школа представляет из себя двухэтажное здание. Центральное здание было построено в 1996 году. В прошлом году был сделан пристрой. Школа в данный момент расширяется и примет у себя 695 детей. Каждый пятый ученик это ребенок с особыми образовательными потребностями или имеющий инвалидность, в большинстве случаев особые потребности связанны с проблемами в эмоциональном и социальном развитии.

Школа Bygrove Primary, Тауэр Хэмплекс обучает 245 детей с 3-х до 11 лет в восьми классах. Школа была построена в 1927 году, а полтора года назад был сделан пристрой. Управляют школой супружеская пара, где каждый из супругов является содиректором, и делят свое управление по дням недели. Школа расположена в очень бедном районе и ориентирована на семью. 79% учеников это выходцы из Бангладеш, 11% — белые англичане, остальные выходцы из Сомали, Центральной Европы, Литва, Албания, Польша.

Впечатления некоторых участников поездки:

Горбатых Галина – заместитель председателя Регионального общественного фонда инвалидов-колясочников «Общество без барьеров», Улан-Удэ, Республика Бурятия:

«Было приятно увидеть детей с инвалидностью в классах, где они наравне с другими трудились в группе. Сама атмосфера в школах говорит о том, что нет различий между детьми ни по признаку здоровья, ни по признаку национальности или религиозной принадлежности. Интересно то, что во многих посещенных нами школах до 90 % детей представлены выходцами из Бангладеш, Сомали и других стран арабского мира. Акт о дискриминации инвалидов налагает на школы обязанность не подвергать детей с инвалидностью прямой или косвенной дискриминации, школы также обязаны предоставлять разумные приспособления и защищать детей-инвалидов от издевательств, запугиваний и преследований. Школы также должны поощрять позитивное отношение к ученикам с инвалидностью. Это мы смогли наблюдать на примере дошкольного учреждения Bygrove Primary, где в качестве игрушек мы увидели кукольную инвалидную коляску, куклу с ходунками, игрушку – собака поводырь. Причем дети с удовольствием играли этими игрушками. К примеру, у собачки поранилась нога, и девочка ее посадила на коляску и повезла. Думаю, что такие игрушки развивают в детях чувство помощи и понимания, хотя, наверное, это странно на первый взгляд. К тому же сами куклы были представителями разных рас, что показывает разнообразие, существующие в нашем мире.

Представителей бурятской делегации особенно поразила школа Sir John Heron Primary schools. Эта школа была просто напичкана различной реабилитационной техникой. Школа была построена 10 лет назад и в ней была изначально создана доступная среда. В школе есть подъемник, все коридоры оснащены направляющими перилами для незрячих и слабовидящих учеников, есть доступные санитарные узлы, есть санитарные комнаты с душевыми кабинками, в которых располагаются: кушетка, санитарный стул, подъемник. Очень много в школе вертикализаторов. Есть комнаты релаксации. Для детей, у которых имеются проблемы с речью, разработан примитивный язык жестов, который располагается на стенах школы. Такие дети обучаются по индивидуальной программе.

В конце нашей стажировки нам была предоставлена возможность всего три часа погулять по Лондону и посетить культурно-исторические места. Приятно было то, что Лондон полностью доступный для людей, передвигающихся при помощи инвалидной кресло-коляски. Все тротуары и пешеходные переходы оснащены съездами. Лондонские двухэтажные автобусы даблдекеры, к удивлению оказались доступными, правда, только первые этажи. Доступными оказались также и многие станции лондонского метро. Честно говоря, было приятно ощущать свою независимость, свободно передвигаясь от Букингемского дворца до Трафальгарской площади, на которой счетчик отсчитывал количество оставшихся дней не только до начала олимпийских игр, но и до начала паралимпийских игр.

Принимающая сторона «Мир инклюзии», руководитель Ричард Райзер сделали очень много что бы российская делегация смогла полностью окунуться в Инклюзивное образование, понять его основы и принципы, для того чтобы применить опыт Великобритании у нас в России».

Антонова Наталья — заместитель директора, Председатель Республиканской психолого-медико-педагогической комиссии ГОУ «Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения» Министерства образования и науки Республики Бурятия:

«В результате прохождения стажировки в Англии я убедилась в том, что в этой стране «инклюзии» уделяется значительное внимание. Приятно удивил факт доступности к зданиям, транспортным средствам, а также оснащение лифтами, специальным оборудованием в местах общего пользования. В школах наблюдается достаточно серьезный подход к вопросу обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Вызвало интерес оснащение комнат, игровых площадок — в целом, территории школ.

Привлекают внимание деятельность координатора, ассистентов, комплексность работы учреждений (сад, школа, центр), что способствует раннему выявлению детей с особыми образовательными потребностями. Интересны информационные материалы, используемые в процессе работы с детьми, качество оформления документации, яркость коридоров, комнат во всех местах нашего пребывания. Чувствуется благоприятный психологический климат в посещаемых нами учреждениях, подготовленность сотрудников к работе с детьми различных категорий».

Самохвалова Людмила Ивановна – депутат Думы города Томска, директор МОУ СОШ №54:

«С интересом слушала выступления директоров английских школ, их заместителей и координаторов по инклюзивному образованию — многое понравилось и полезно для меня, как директора школы:

— организация учебного дня и процесса обучения;

— система обучения и расстановка кадров;

— система работы с родителями;

— работа с социальными партнерами;

— система дополнительного образования детей;

— система отчетной документации по вопросам продвижения ребенка.

Считаю систему образования: детский сад-школа – разумной и эффективной. Материально-техническому оснащению школ, количеству педагогического персонала и ассистентов учителей можно только позавидовать! Опытом, полученным во время поездки поделюсь с коллегами в школе, на комитете Думы города Томска, на городском родительском собрании. За организацию поездки выражаю свою искреннюю Благодарность всем партнерам проекта Создание движения «За инклюзивное образование в России».

Салит Владимир – председатель совета Томского регионального общественного движения «ДОСТУПНОЕ для ИНВАЛИДОВ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ»:

«Многое в начальных школах, которые мы посетили за 5 дней пребывания в Англии, меня поразило и приятно удивило. Отмечу преемственность дошкольного и начального школьного образования, т.к. они объединены в одно учреждение. Поразила образовательная среда и организация пространства в классах, столовых, коридорах и пришкольных площадок – очень насыщено, компактно и мобильно. Конечно, передвигаясь на коляске по школам, я испытал чувство свободы и независимости в передвижении. Общаясь с руководством и посещая уроки — увидел множество оригинальных решений по созданию условий для обучения детей с разными образовательными потребностями, уяснил некоторые положительные моменты в политике органов власти и администрации школ по поддержке инклюзивного образования. Мне с коллегами из российских регионов было приятно осознавать, что изученный опыт наглядно показал позитивные стороны внедрения инклюзивного образования. Это позволит с еще большей уверенностью двигаться дальше и внедрять опыт коллег из Великобритании в наших российских школах. Огромное спасибо организаторам поездки и группе поддержки!»

Данный материал опубликован при поддержке Европейского Союза.

Содержание публикации является предметом ответственности автора

и не отражает точку зрения Европейского Союза