Инклюзивное образование в Воронежской области

Принятие областного законодательства об инклюзивом образовании, создание единой психолого-педагогической службы в Воронеже и финансирование детей с особыми образовательными потребностями стали основной темой обсуждения круглого стола «Инклюзивное образование в Воронежской области: опыт и проблемы внедрения на первом этапе», организованного комитетом по образованию и науке Воронежской областной Думы и ВРООИ «Искра надежды».

Участники встречи обсудили ход реализации решений, принятых аналогичным круглым столом от 1 марта 2011 года. Так, было принято положение об интегрированном образовании, создаётся система межведомственного взаимодействия между федеральными и региональными структурами о детях с ограниченными возможностями здоровья, определены экспериментальные площадки для внедрения методик инклюзивного образования. Выступившие специалисты отметили изменение отношения общества к «особенным» детям и его желание поддержать их в получении образования вместе остальнымисверстниками в обычной школе.
При этом в сфере инклюзивного образования остаётся ряд проблем. Как отметил председатель комитета по делам инвалидов Общественного совета Воронежской области Сергей Подболотов, необходимо, чтобы нормативы финансирования потребностей «особого» ребёнка учитывали его нозологию, его особые образовательные потребности и выделялись той школе, в которую пошёл данный ученик. Во-вторых, инклюзивное образование требует поддержки и развития психологической и логопедической службы в школах, для чего необходимо довести уровень заработной платы психологов и логопедов до среднего уровня по школе. Сделать это можно лишь применив индивидуальный подушевой финансовый норматив для ребёнка с ОВЗ, как это сделано, например, в Архангельской области.
— Выполнение задач упраздненного психолого-педагогического центра нужно поручать некоммерческим организациям на условиях государственного заказа, это будет дешевле и эффективнее, -подчеркнул С. Подболотов.
Дискуссионным оказался вопрос о приятии областного закона об образовании для детей с ОВЗ. По мнению юриста «Искры Надежды» Татьяны Шаталовой, успешный опыт принятия и реализации законов в регионах России позволяет говорить о целесообразности принятия подобного закона в Воронежской области. Аргумент Т.В. Шаталовой: необходимо, чтобы мы работали не по письмам Минобразования, а по единому программному документу с чётким определением полномочий.
Участники круглого стола поддержали инициативу «Искры Надежды» о создании Общественного совета по образованию детей с ОВЗ при уполномоченном по правам ребёнка при губернаторе Воронежской области. Как сказала уполномоченный по правам ребёнка Ирина Попова, такой совет будет создан в ближайшее время, он обсудит предложения, прозвучавшие на встрече, и выработает план действий по реализации инклюзивного образования в регионе.