В Воронеже проводят образовательный эксперимент

Там в обычной школе учатся и дети с ограниченными возможностями. Сделано это специально, чтобы не отрывать их от общества. Так они быстрее развиваются. И первый опыт уже показал, что подобное вполне возможно.

Особенная девочка Аня Беннер учится в обычном 1 «А». Вместе со всеми решает задачи, читает, разучивает песни. О том, что у неe «синдром Дауна», в этом классе знают, но относятся к ней так, будто она просто младше.

«К Ане относятся дети хорошо. Но прежде чем Аня пришла в класс, я с родителями провела родительское собрание и попросила их, чтобы они поговорили со своими детьми о том, чтобы к таким детям относились с пониманием», — рассказывает учитель начальных классов СШ №67 Воронежа Нина Комарчева.

Это эксперимент воронежских педагогов — попытаться не делить детей на «больных» и «здоровых», такую форму обучения ещe называют «инклюзивным образованием». Мама Ани, Жанна Беннер, довольна: у еe девочки появились друзья, глядя на одноклассников, она лучше учится.

«Времени на развитие ребенка нужно уделять, больше объяснять нужно. Чаще повторять. Закреплять. И самое главное — верить в ребенка. Потому что, если ты не будешь верить в ребенка, как мы можем требовать от общества, чтоб они их приняли», — говорит Жанна Беннер.

Пока 67-я воронежская школа — единственная в регионе, где дети-инвалиды учатся вместе со всеми. Сейчас таких школьников здесь 12, но с нового учебного года их будет больше. Для них создадут все условия, к примеру, для инвалидов-колясочников уже построили пандус.

Для того чтобы адаптировать обычные школы для детей с ограниченными возможностями, в области запустили целую программу «Доступная среда». Сразу в нескольких учебных заведениях делают ремонт в коридорах и классах, чтобы приспособить их для колясочников. Кое-где покупают специальное оборудование и книги. Педагоги уверены: это первый шаг к тому, чтобы школьники с проблемами со здоровьем с детства чувствовали себя комфортно.

«Если мы будем только об этом лишь говорить и ничего не делать, готовя, в том числе, и общество, готовя, в том числе, и сверстников, готовя, в том числе, и нас, взрослых, к восприятию этих людей не как каких-то отдельных, а людей, которые являются просто-напросто такими же людьми, как и мы», — отмечает начальник Департамента образования Администрации Воронежской области Олег Мосолов.

Восьмиклассница Настя Титова недавно перенесла тяжелейшую операцию на ноге. Ходить в школу не может. Учителя приходят на дом, но того минимума, что они дают, девочке не хватает. В рамках все той же экспериментальной программы, Настя стала учиться с помощью интернета, это так называемое дистанционное обучение, уроки в режиме реального времени. С ней занимаются педагоги, которые сидят в специальном центре.

«Иногда бывает, что обсуждаем, например, что-нибудь на уроке, какую-нибудь тему, можно поспорить, опять же. То есть у кого-то своя точка зрения, у другого — своя», — рассказывают Наталья и Анастасия Титовы .

Когда Настя поправится, она снова пойдет в школу, в обычную, не специализированную, как многие еe сверстники с проблемами опорно-двигательного аппарата. Учителя уверяют: она и там сможет учиться на «отлично», нисколько не отставая от своих одноклассников.