Конференция в Пскове

27-29 апреля 2006 года в Пскове состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Организация психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС)». В конференции приняли участи более 120 специалистов, родителей, ответственных работников системы образования из 29 регионов России. Участники конференции выработали ряд конкретных предложений (см. ниже) по развитию системы комплексной помощи детям с РАС и направили их Президенту, Председателю Правительства и спикеру Госдумы.

I. Организация психолого-педагогической помощи лицам с расстройствами аутистического спектра (РАС) Расстройства аутистического спектра (РАС) относятся к частым (чаще, чем детская онкология, сахарный диабет или синдром Дауна), тяжелым нарушениям развития. При РАС страдает потребность в общении, социальное взаимодействие, способность к символизации, нарушения выявляются рано и носят длительный характер. Без специализированной помощи до 95-97% детей с РАС становятся тяжелыми психическими инвалидами. В то же время, в случае активного раннего начала коррекционной работы с помощью адекватных методов удается добиться существенного повышения уровня социальной адаптации (более половины детей получают возможность учиться по школьной программе) и снижения процента инвалидизации.

В настоящее время в Российской Федерации системы комплексной помощи лицам с РАС фактически нет, и, по убеждению участников конференции, создание и развитие такой системы является актуальной и социально значимой задачей. В соответствии с клинико-психологическими особенностями система помощи лицам с РАС должна быть комплексной, интегративно направленной, индивидуализированной, специализированной, продолженной и преемственной. По мнению участников конференции, центральной структурой региональной системы должен стать Региональный центр комплексной помощи детям с РАС (далее по тексту «РЦ»), — ведущее методическое, консультативно-диагностическое и профилактическое учреждение региона, выполняющее также образовательные функции, принимающее участие в подготовке и переподготовке кадров, являющееся центром распространения информации о РАС и их коррекции. Структурно РЦ может быть как единым учреждением, так и системой учреждений, сориентированных на разные возрастные группы лиц с РАС. Основной объём работы по коррекции РАС в регионе выполняют функционально связанные с РЦ небольшие (не более, чем на 20-25 воспитанников) структуры, которые могут быть как самостоятельными, так и в составе образовательных учреждений различных видов и типов, выполняя коррекционную, консультативно-диагностическую и профилактическую работу. За функциональную основу деятельности региональной системы помощи детям с РАС предлагается принять следующее.

I. Профилактическая работа:

  • Информация для родителей группы риска;
  • Создание информационно-психологической службы в роддомах;
  • Организация специальной подготовки педиатров.

 

II. Первый этап.
А.Ранняя помощь (до 3-х лет):

  • Коррекционно-диагностическая помощь (детско-родительские группы, индивидуально-групповые занятия и консультации);
  • Семейный патронаж (работа на дому, психотерапия, обучение родителей методам взаимодействия, группы взаимопомощи, работа с сибсами,информационная поддержка);
  • Обеспечение процесса интеграции в социум;
  • Медицинское сопровождение;

 

Б. Дошкольный возраст (3 -7 лет):

  • Коррекционно-диагностическая помощь (детско-родительские группы, индивидуально-групповые занятия и консультации);
  • Семейный патронаж (психотерапия, обучение родителей методам взаимодействия, группы взаимопомощи, работа с сибсами, информационнаяподдержка);
  • Обеспечение процесса интеграции в социум (определение образовательного маршрута, подготовка интеграционного пространства, сопровождение ребенка);
  • Обеспечение готовности к школе вариативность);
  • Медицинское сопровождение;
  • Юридическое сопровождение.

 

В. Специалисты, обеспечивающие первый этап:

    • неонатолог
    • педиатр
    • невролог
    • психиатр
    • средний медицинский персонал
    • инструктор ЛФК
    • психолог
    • психотерапевт
    • коррекционный педагог
    • педагог дополнительного образования (вариативность)
    • социальный педагог
    • воспитатель
    • младший воспитатель
    • юрист

Г. Возможные площадки первого этапа:

  • Региональный центр по сопровождению детей с РАС и специальные ДОУ для детей с РАС.
  • ППМС-центр
  • Центры дополнительного образования
  • Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) установленных видов и типов
  • Отделение ранней помощи при поликлинике (нормативное письмо по формированию педагогического штата в учреждениях Минздрава с сохранением педстажа, договорные взаимоотношения «образование – здравоохранение»)
  • Реабилитационные центры социальной защиты
  • Городские центры медицинской профилактики (информационно-профилактическая работа)
  • Общественные и некоммерческие организации (коррекционная, социальная, информационно-профилактическая работа, юридическое сопровождение, защита прав)
  • Другие площадки.

 

III. Второй этап. Школьный возраст (7-18 лет)

1. Выбор образовательного учреждения:

    • региональный центр или ОУ для детей с РАС,
    • школы установленных типов и видов,
    • интегративные школы,
    • школы надомного обучения.

2.Вариативный выбор образовательных программ.
3.Выбор формы обучения:

    • индивидуальное обучение,
    • обучение в классе,
    • обучение в группе,
    • комбинированное,
    • семейное образование.

4.Подготовка образовательного пространства и образовательный процесс (включая индивидуальное сопровождение).
5.Различные формы социо-культурной интеграции (вариативность).
6.Профориентация и профессиональная подготовка.
7.Работа с семьёй.
8.Медицинское сопровождение.
9.Юридическое сопровождение.
10.Специалисты, обеспечивающие второй этап:

    • психиатр
    • невролог
    • педиатр
    • средний медицинский персонал
    • инструктор ЛФК
    • психолог
    • психотерапевт
    • специальный педагог (коррекционный педагог, логопед и т.д.)
    • педагог-предметник
    • педагог дополнительного образования (вариативность)
    • социальный педагог
    • воспитатель
    • младший воспитатель
    • юрист

11.Возможные площадки второго этапа:

    • Региональный центр по сопровождению детей с РАС и специальные ОУ для детей с РАС,
    • Образовательные учреждения других видов и типов
    • ППМС-центр (при условии придания ему образовательных функций)
    • Другие площадки

IV.Третий этап. Постшкольная интеграция и социализация в целях подготовки к «независимой жизни»

1.Продолжение образования.
2.Индивидуальное сопровождение
3.Различные формы социокультурной интеграции (включая досуг).
4.Дневное пребывание.
5.Профессиональное обучение.
6.Занятость (работа), создание адаптированных рабочих мест через различные организационные формы
7.Работа с семьей.
8.Правовое просвещение.
9.Социально-правовое сопровождение и обучение.
10.Медицинское сопровождение.
11.Создание нормативно-правовой и организационной базы для организации поддерживаемого проживания.
12.Возможные площадки III этапа:

    • Центры социального обслуживания «Центр реабилитации инвалидов»
    • Федеральная служба занятости (подготовка и переподготовка)
    • Начальные, средние, высшие и специализированные учебные учреждения профессионального образования
    • Некоммерческие организации, общественные объединения
    • Другие площадки.

II.Развитие методических и организационных основ коррекции расстройств аутистического спектра (РАС)

Для развития методических и организационных основ коррекции РАС представляется необходимым просить Министерство образования и науки Российской Федерации:

1.Определить перечень нормативных документов, необходимых для организации системы коррекционного обучения и воспитания детей с РАС (включая ранние диагностику и вмешательство, профессиональную подготовку, профессиональную реализацию и самостоятельное проживание) и ускорить их разработку и принятие;
Cоздать рабочие группы (с участием как государственных, так и общественных организаций, имеющих опыт в данной области) и поручить им:

    • Разработать модели комплексной диагностики, непосредственно связанной с последующей коррекционной работой;
    • Подготовить проект образовательных программ для детей с РАС разных возрастных групп и с разной степенью нарушений;
    • Систематизировать и обобщить имеющийся опыт по планированию и оценке коррекционной работы с детьми с РАС, разработать критерии планирования и оценки эффективности коррекционной работы;
    • Разработать положение о междисциплинарном сопровождении лиц с РАС;
    • Подготовить предложения по финансированию комплексной коррекции РАС с учетом необходимости расширения обеспечения психолого-педагогическими кадрами и служб семейного сопровождения;
    • Создать единый информационно-методический Центр по вопросам РАС с целью обеспечения методической, юридической, просветительской поддержки;
    • Подготовить и издать методический сборник, включающий авторские разработки в области программ обучения лиц с РАС и работе с семьями, воспитывающих таких детей;
    • Учредить систематическую научно-практическую конференцию по проблемам РАС с государственным финансированием.

III. Подготовка специалистов
по коррекции расстройств аутистического спектра (РАС)

Организация системной квалифицированной помощи лицам с РАС невозможна без участия специалистов, имеющих специальное образование, которое следует реализовывать в условиях педагогических ВУЗов, а также на базе системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Учитывая актуальность проблемы и возрастающий запрос со стороны общества, а также складывающийся опыт по оказанию научной и практической помощи лицам с РАС в разных регионах Российской Федерации, участники конференции высказали ряд предложений и обращаются к Министерству образования и науки Российской Федерации с просьбой:
1. Инициировать обсуждение в УМО проблемы РАС и её места в общей системе психолого-педагогической подготовки специалистов в условиях ВУЗа;
2. Предложить УМО подготовить проекты документов, предусматривающих дополнительную специализацию по коррекции РАС применительно к действующему квалификационному перечню по направлениям «коррекционная педагогика», «специальная психология»;
3. В 2008 году при переходе на многоуровневую систему педагогического образования предусмотреть в стандартах бакалавриата и магистратуры комплекс дисциплин, учитывающих научные и практические аспекты РАС и необходимых для профессиональной деятельности будущих специалистов в названной области;
увеличить финансирование Федеральной программы «Дети-инвалиды» в целях повышения квалификации педагогических кадров по проблемам РАС во всех округах РФ на базе факультетов коррекционной педагогики и специальной психологии ВУЗов, а также в учреждениях дополнительного профессионального образования;
5. Рекомендовать учреждениям и факультетам повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования включить в планы целевые курсы по психологии и педагогике РАС в объёме не менее 72 часов.