27-29 апреля 2006 года в Пскове состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Организация психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС)». В конференции приняли участи более 120 специалистов, родителей, ответственных работников системы образования из 29 регионов России. Участники конференции выработали ряд конкретных предложений (см. ниже) по развитию системы комплексной помощи детям с РАС и направили их Президенту, Председателю Правительства и спикеру Госдумы.
I. Организация психолого-педагогической помощи лицам с расстройствами аутистического спектра (РАС) Расстройства аутистического спектра (РАС) относятся к частым (чаще, чем детская онкология, сахарный диабет или синдром Дауна), тяжелым нарушениям развития. При РАС страдает потребность в общении, социальное взаимодействие, способность к символизации, нарушения выявляются рано и носят длительный характер. Без специализированной помощи до 95-97% детей с РАС становятся тяжелыми психическими инвалидами. В то же время, в случае активного раннего начала коррекционной работы с помощью адекватных методов удается добиться существенного повышения уровня социальной адаптации (более половины детей получают возможность учиться по школьной программе) и снижения процента инвалидизации.
В настоящее время в Российской Федерации системы комплексной помощи лицам с РАС фактически нет, и, по убеждению участников конференции, создание и развитие такой системы является актуальной и социально значимой задачей. В соответствии с клинико-психологическими особенностями система помощи лицам с РАС должна быть комплексной, интегративно направленной, индивидуализированной, специализированной, продолженной и преемственной. По мнению участников конференции, центральной структурой региональной системы должен стать Региональный центр комплексной помощи детям с РАС (далее по тексту «РЦ»), — ведущее методическое, консультативно-диагностическое и профилактическое учреждение региона, выполняющее также образовательные функции, принимающее участие в подготовке и переподготовке кадров, являющееся центром распространения информации о РАС и их коррекции. Структурно РЦ может быть как единым учреждением, так и системой учреждений, сориентированных на разные возрастные группы лиц с РАС. Основной объём работы по коррекции РАС в регионе выполняют функционально связанные с РЦ небольшие (не более, чем на 20-25 воспитанников) структуры, которые могут быть как самостоятельными, так и в составе образовательных учреждений различных видов и типов, выполняя коррекционную, консультативно-диагностическую и профилактическую работу. За функциональную основу деятельности региональной системы помощи детям с РАС предлагается принять следующее.
I. Профилактическая работа:
- Информация для родителей группы риска;
- Создание информационно-психологической службы в роддомах;
- Организация специальной подготовки педиатров.
II. Первый этап.
А.Ранняя помощь (до 3-х лет):
- Коррекционно-диагностическая помощь (детско-родительские группы, индивидуально-групповые занятия и консультации);
- Семейный патронаж (работа на дому, психотерапия, обучение родителей методам взаимодействия, группы взаимопомощи, работа с сибсами,информационная поддержка);
- Обеспечение процесса интеграции в социум;
- Медицинское сопровождение;
Б. Дошкольный возраст (3 -7 лет):
- Коррекционно-диагностическая помощь (детско-родительские группы, индивидуально-групповые занятия и консультации);
- Семейный патронаж (психотерапия, обучение родителей методам взаимодействия, группы взаимопомощи, работа с сибсами, информационнаяподдержка);
- Обеспечение процесса интеграции в социум (определение образовательного маршрута, подготовка интеграционного пространства, сопровождение ребенка);
- Обеспечение готовности к школе вариативность);
- Медицинское сопровождение;
- Юридическое сопровождение.
В. Специалисты, обеспечивающие первый этап:
-
- неонатолог
- педиатр
- невролог
- психиатр
- средний медицинский персонал
- инструктор ЛФК
- психолог
- психотерапевт
- коррекционный педагог
- педагог дополнительного образования (вариативность)
- социальный педагог
- воспитатель
- младший воспитатель
- юрист
Г. Возможные площадки первого этапа:
- Региональный центр по сопровождению детей с РАС и специальные ДОУ для детей с РАС.
- ППМС-центр
- Центры дополнительного образования
- Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) установленных видов и типов
- Отделение ранней помощи при поликлинике (нормативное письмо по формированию педагогического штата в учреждениях Минздрава с сохранением педстажа, договорные взаимоотношения «образование – здравоохранение»)
- Реабилитационные центры социальной защиты
- Городские центры медицинской профилактики (информационно-профилактическая работа)
- Общественные и некоммерческие организации (коррекционная, социальная, информационно-профилактическая работа, юридическое сопровождение, защита прав)
- Другие площадки.
III. Второй этап. Школьный возраст (7-18 лет)
1. Выбор образовательного учреждения:
-
- региональный центр или ОУ для детей с РАС,
- школы установленных типов и видов,
- интегративные школы,
- школы надомного обучения.
2.Вариативный выбор образовательных программ.
3.Выбор формы обучения:
-
- индивидуальное обучение,
- обучение в классе,
- обучение в группе,
- комбинированное,
- семейное образование.
4.Подготовка образовательного пространства и образовательный процесс (включая индивидуальное сопровождение).
5.Различные формы социо-культурной интеграции (вариативность).
6.Профориентация и профессиональная подготовка.
7.Работа с семьёй.
8.Медицинское сопровождение.
9.Юридическое сопровождение.
10.Специалисты, обеспечивающие второй этап:
-
- психиатр
- невролог
- педиатр
- средний медицинский персонал
- инструктор ЛФК
- психолог
- психотерапевт
- специальный педагог (коррекционный педагог, логопед и т.д.)
- педагог-предметник
- педагог дополнительного образования (вариативность)
- социальный педагог
- воспитатель
- младший воспитатель
- юрист
11.Возможные площадки второго этапа:
-
- Региональный центр по сопровождению детей с РАС и специальные ОУ для детей с РАС,
- Образовательные учреждения других видов и типов
- ППМС-центр (при условии придания ему образовательных функций)
- Другие площадки
IV.Третий этап. Постшкольная интеграция и социализация в целях подготовки к «независимой жизни»
1.Продолжение образования.
2.Индивидуальное сопровождение
3.Различные формы социокультурной интеграции (включая досуг).
4.Дневное пребывание.
5.Профессиональное обучение.
6.Занятость (работа), создание адаптированных рабочих мест через различные организационные формы
7.Работа с семьей.
8.Правовое просвещение.
9.Социально-правовое сопровождение и обучение.
10.Медицинское сопровождение.
11.Создание нормативно-правовой и организационной базы для организации поддерживаемого проживания.
12.Возможные площадки III этапа:
-
- Центры социального обслуживания «Центр реабилитации инвалидов»
- Федеральная служба занятости (подготовка и переподготовка)
- Начальные, средние, высшие и специализированные учебные учреждения профессионального образования
- Некоммерческие организации, общественные объединения
- Другие площадки.
II.Развитие методических и организационных основ коррекции расстройств аутистического спектра (РАС)
Для развития методических и организационных основ коррекции РАС представляется необходимым просить Министерство образования и науки Российской Федерации:
1.Определить перечень нормативных документов, необходимых для организации системы коррекционного обучения и воспитания детей с РАС (включая ранние диагностику и вмешательство, профессиональную подготовку, профессиональную реализацию и самостоятельное проживание) и ускорить их разработку и принятие;
Cоздать рабочие группы (с участием как государственных, так и общественных организаций, имеющих опыт в данной области) и поручить им:
-
- Разработать модели комплексной диагностики, непосредственно связанной с последующей коррекционной работой;
- Подготовить проект образовательных программ для детей с РАС разных возрастных групп и с разной степенью нарушений;
- Систематизировать и обобщить имеющийся опыт по планированию и оценке коррекционной работы с детьми с РАС, разработать критерии планирования и оценки эффективности коррекционной работы;
- Разработать положение о междисциплинарном сопровождении лиц с РАС;
- Подготовить предложения по финансированию комплексной коррекции РАС с учетом необходимости расширения обеспечения психолого-педагогическими кадрами и служб семейного сопровождения;
- Создать единый информационно-методический Центр по вопросам РАС с целью обеспечения методической, юридической, просветительской поддержки;
- Подготовить и издать методический сборник, включающий авторские разработки в области программ обучения лиц с РАС и работе с семьями, воспитывающих таких детей;
- Учредить систематическую научно-практическую конференцию по проблемам РАС с государственным финансированием.
III. Подготовка специалистов
по коррекции расстройств аутистического спектра (РАС)
Организация системной квалифицированной помощи лицам с РАС невозможна без участия специалистов, имеющих специальное образование, которое следует реализовывать в условиях педагогических ВУЗов, а также на базе системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Учитывая актуальность проблемы и возрастающий запрос со стороны общества, а также складывающийся опыт по оказанию научной и практической помощи лицам с РАС в разных регионах Российской Федерации, участники конференции высказали ряд предложений и обращаются к Министерству образования и науки Российской Федерации с просьбой:
1. Инициировать обсуждение в УМО проблемы РАС и её места в общей системе психолого-педагогической подготовки специалистов в условиях ВУЗа;
2. Предложить УМО подготовить проекты документов, предусматривающих дополнительную специализацию по коррекции РАС применительно к действующему квалификационному перечню по направлениям «коррекционная педагогика», «специальная психология»;
3. В 2008 году при переходе на многоуровневую систему педагогического образования предусмотреть в стандартах бакалавриата и магистратуры комплекс дисциплин, учитывающих научные и практические аспекты РАС и необходимых для профессиональной деятельности будущих специалистов в названной области;
увеличить финансирование Федеральной программы «Дети-инвалиды» в целях повышения квалификации педагогических кадров по проблемам РАС во всех округах РФ на базе факультетов коррекционной педагогики и специальной психологии ВУЗов, а также в учреждениях дополнительного профессионального образования;
5. Рекомендовать учреждениям и факультетам повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования включить в планы целевые курсы по психологии и педагогике РАС в объёме не менее 72 часов.