Рекомендации-6 ПС Инклюзивное образование 12.04.2012 — проект 6

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РЕКОМЕНДАЦИИ

парламентских слушаний по теме:

«Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации: проблемы отрасли и общества».

12 апреля 2012 г. г. Москва

Заслушав и обсудив доклад …., содоклады и выступления по теме парламентских слушаний, участники парламентских слушаний – депутаты Государственной Думы, представители федеральных министерств и ведомств, представители законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ученые, педагоги, работающие в области общегопрофессионального, а также специального (коррекционного) образования, специалисты сферы социальной защиты и реабилитации инвалидов, представители общественных организаций инвалидов и родителей детей-инвалидов, – отмечают следующее.

По данным Минобрнауки РФ, более 50% детей с ограниченными возможностями здоровья сегодня обучается в обычных или коррекционных классах общеобразовательных школ. В 2011/2012 учебном году в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях обучается более 239 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья: в обычных классах — 127,7 тыс. детей, в коррекционных классах — 111,4 тыс. детей (для сравнения — в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях обучается 204,2 тыс. детей).

13 декабря 2006 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций консенсусом одобрила Конвенцию о правах инвалидов, направленную на защиту и поощрение прав и достоинства лиц с инвалидностью.

Конвенция ООН о правах инвалидов является исключительно важным правовым документом, несущим концептуальные изменения в отношении к людям с инвалидностью.

В контексте образования, этот международный документ зафиксировал новый этап исторического развития международного права — от заявления во Всеобщей декларации прав человека (1948) о праве каждого человека на образование до обязательства государств, членов ООН, обеспечить реализацию этого права для людей с инвалидностью, в том числе, через инклюзивное образование.

Конвенция вступила в силу 3 мая 2008 года. К 2011 году ее подписали 147 государств, входящих в Организацию Объединенных наций, причем 99 стран уже ратифицировали этот международный документ. Российская Федерация подписала Конвенцию 24 сентября 2008 года, и в настоящее время в России завершается подготовка к ее ратификации.

Важным инструментом выполнения Конвенции и некоторых другихмеждународных правовых актов является инклюзивное (интегрированное) образование граждан с ограниченными возможностями здоровья.

Анализ состояния законодательства Российской Федерациисвидетельствует, что инклюзивные подходы в образовании не являются новыми для нашей страны и отражены в ряде законодательных актов, однако, их практическая реализация наталкивается на ряд серьезных препятствий, таких как:

ненадлежащее исполнение действующего российского законодательства государственными органами и должностными лицами;
несовершенство законодательной и нормативной базы, регулирующей защиту прав, в том числе права на образование, детей с ограниченными возможностями здоровья в России;
неудовлетворительная финансовая поддержка как семей, в которых есть дети-инвалиды, так и организаций и учреждений, осуществляющих их обслуживание и поддержку;
недостаточное понимание обществом и государством существа проблемы детской инвалидности и важности полноценной интеграции этой категории российских граждан в общество;
инерция мышления педагогов и родителей.
В некоторых субъектах Российской Федерации (Архангельская область, Самарская область, Республика Карелия, город Москва), приняты и действуют законодательные акты, касающиеся образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эти примеры доказали свою эффективность и могут служить отработанными образцами для внедрения в практику работы всей системы образования Российской Федерации.

Интегрированное (инклюзивное) обучение детей-инвалидов позволяет избежать их помещения на длительный срок в интернатные учреждения, обеспечить возможности проживания и воспитания их в семье, постоянного общения со сверстниками в обычной школе. В большинстве случаев это способствует как более эффективному решению проблем социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями в общество, так и формированию толерантного отношения других школьников и их родителей к проблемам инвалидов.

Необходимо отметить, что многие дети, имеющие инвалидность,не нуждаются в обучении по специальным (коррекционным) образовательным программам, а могут успешно получать образование в соответствии с принятыми образовательными стандартами, в общеобразовательных школах вместе со своими здоровыми сверстниками.

В этой связи важным направлением развития инклюзивного образования является реализация мер по созданию в обычных образовательных учреждениях материально-технических условий, обеспечивающих возможность для беспрепятственного доступа инвалидов, их пребывания и обучения в образовательном учреждении.

Данная задача постепенно решается в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (далее — ФЦПРО), государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011г. №175, а также соответствующих региональных программ развития сферы образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

С другой стороны, значительная часть детей, имеющих ограниченныевозможности здоровья, в силу тяжелых нарушений зрения и слуха или дефектов интеллектуальной деятельности, может получать образование только с помощью специальных (коррекционных) методов обучения. Для этих детей в России функционируют специальные (коррекционные) образовательные учреждения дошкольного, школьного и начального профессионального образования, в которых, с помощью педагогов-дефектологов, осуществляется не только обучение, но и средовая адаптация обучающихся.

В настоящее время имеют место две негативные разноправленные тенденции: с одной стороны, лица с ограниченными возможностями здоровья не могут реализовать право на инклюзивное образование в связи с отсутствием соответствующих условий в образовательных учреждениях общего назначения, а также в связи с отказом в приеме. С другой стороны, во многих субъектах Российской Федерации наблюдается стремление ликвидировать специальные (коррекционные) образовательные учреждения с направлением обучающихся в общеобразовательные учреждения без создания необходимых специальных образовательных условий.

Участники слушаний отмечают, что в процессе доработки проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» положения, регулирующие вопросы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, претерпели существенные изменения в сторону усиления государственных гарантий реализации права на образование и обеспечения равных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья в этой сфере. Тем не менее, необходимо отметить, что для развития инклюзивного образования необходимо в законодательном порядке закрепить право выбора обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (его родителями, иными законными представителями) образовательной организации (подразделения): общего назначения или коррекционного – с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и (или) медикосоциальной экспертизы.

Поддерживая сохранение бесконкурсного приема при условии успешного прохождения вступительных испытаний инвалидов в высшие учебные заведения, участники слушаний полагают, что недопустимо ограничивать для инвалидов возможность использования этой льготы подачей заявления только в одно высшее учебное заведение, поскольку поступающий инвалид заранее не знает и не может знать, способно ли конкретное высшее учебное заведение обеспечить ему специальные условия получения образования.

Участники парламентских слушаний рекомендуют:

Федеральному Собранию Российской Федерации: при принятии федеральных законов, в том числе, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», предусмотреть:

  • необходимость реализации права всех нуждающихся детей на получение бесплатной коррекционной помощи в раннем детском возрасте;
  • право выбора обучающимися (их родителями, другими законными представителями) образовательных учреждений — общего назначения или специальных (коррекционных);
  • гарантии создания специальных условий для обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях различных типов и видов, в том числе в общеобразовательных;
  • введение в типологию образовательных учреждений специальных (коррекционных) учреждений;
  • возможность осуществления медицинской помощи, реабилитации, социально-бытового обслуживания обучающихся детей-инвалидов в образовательных учреждениях;

Правительству Российской Федерации:

  • создать государственную систему учета, статистики и мониторинга инвалидов, детей-инвалидов и иных детей с ограниченными возможностями здоровья с целью прогнозирования потребностей в образовании, в том числе инклюзивном и специальном (коррекционном) и психолого-педагогической помощи;
  • внести изменения в типовые положения «О дошкольном образовательном учреждении», «Об общеобразовательном учреждении», «Об образовательном учреждении начального профессионального образования», «Об учреждении среднего профессионального образования», «Об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи», предусматривающие создание условий для инклюзивного образования и предоставление бесплатной коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, включая консультирование их семей;
  • переработать и утвердить Типовое положение «О психолого-медико-педагогической комиссии» с целью обеспечения прав выбора родителями (законными представителями) образовательной траектории для детей-инвалидов и иных детей с ограниченными возможностями здоровья;

Министерству образования и науки Российской Федерации:

  • создать в Министерстве образования и науки РФ структурное подразделение, ответственное за разработку государственной политики и нормативное правовое регулирования в сфере образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, развитие системы ранней коррекционной помощи, специального (коррекционного) общего и профессионального образования;
  • разработать нормативно-правовую и учебно-методическую базу для внедрения на территории РФ современных форм и технологий образования инвалидов, включая инклюзивное и дистанционное образование, а также раннюю коррекционно-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья;
  • при определении методики расчета нормативов финансирования образовательных упреждений учитывать необходимость создания специальных образовательных условий для лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в образовательных учреждениях общего назначения, для всех категорий таких лиц;
  • ввести изменения в стандарты профессионального педагогического образования, обеспечивающие подготовку педагогов для работы в условиях инклюзивного образования;
  • разработать поэтапный план переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и административно-управленческого персонала образовательных организаций, обеспечивающих внедрение инклюзивного образования, и с 2013 года начать его реализацию.

Министерству здравоохранения и социального развития:

Обеспечить реализацию прав детей-инвалидов на раннюю коррекционно-педагогическую помощь и образование встационарныхучреждениях для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, системы здравоохранения (дома ребенка) и социальной защиты населения (детские дома-интернаты и детские отделения психоневрологических домов-интернатов);
Министерству печати и массовых коммуникаций:

  • расширить количество детских программ федеральных каналов телевидения, сопровождаемых субтитрированием, сурдопереводом, тифлокомментированием;
  • ввести на телевизионных каналах, распространяемых на территории Российской Федерации, образовательные программы с субтитрированием, сурдопереводом, тифлокомментированием;
  • осуществлять государственную поддержку радио- и телепрограмм, формирующих в обществе позитивное отношение к инвалидам, пропагандирующих идеи содействия получению ими образования и их социальной интеграции.

Органам законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

принять дополнительные организационно-правовые меры, обеспечивающие реализацию права на инклюзивное образование всех лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая:

— развитие системы раннего выявления и коррекции недостатков в развитии детей;

— создание условий для совместного образования обучающихся из числа детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей в образовательных учреждениях общего назначения наряду с сохранением и развитием учреждений специального коррекционного образования;

— формирование условий для обучения и воспитания всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, сложным дефектом (имеющих сочетание двух и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии), аутизмом и других, в том числе находящихся в стационарных учреждениях социальногообслуживания;

— обеспечение участия в обучении и воспитании лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего назначения учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, воспитателей и других работников, в том числе ассистентов (помощников), оказывающих необходимую помощь;

— создание ресурсных центров по развитию и поддержке инклюзивного образования, в функции которых входит методическое сопровождение, координация взаимодействия учреждений образовательной вертикали, апробация и внедрение инновационных психолого-педагогических технологий, планирование имониторинг эффективности психолого-педагогического сопровождения;

— организацию переподготовки и повышения квалификации работников органов, осуществляющих управление в сфере образования, образовательных учреждений, иных органов и организаций, занимающихсярешением вопросов образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

— организацию и проведение родительского всеобуча для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, включая обучение родителей методам воспитания, обучения и реабилитации детей;

Общественной палате Российской Федерации:

Включать в Доклад Общественной палаты «Образование и общество» анализ ситуации в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Председатель Комитета А.Н. Дегтярев