Необходимо изменить подход к реабилитации инвалидов

Необходимо изменить подход к реабилитации инвалидов.

ВРООИ «Искра Надежды» провела экспертизу ПОРЯДКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ РАЗЛИЧНОЙ ВЕДОМСТВЕННОЙ ПОДЧИНЁННОСТИ ПО ВОПРОСАМ РЕАБИЛИТАЦИИ И СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ ИНВАЛИДОВ, внесённого на рассмотрение департамента труда и социального развития Воронежской области. Эксперты настоятельно рекомендовали не принимать порядок в представленном виде.


В отзыве говорится о том, что документ исходит из ведомственных интересов и содержит набор выдержек из законодательства о компетенции тех или иных органов и о сути реабилитации. Тогда как задачей данного документа, на взгляд экспертов, должна быть детально прописанная процедура межведомственного взаимодействия органов-участников реабилитации граждан с инвалидностью.

По мнению председателя комитета по делам инвалидов РАОО «Общественный совет Воронежской области», эксперта ВРООИ «Искра надежды» С.А. Подболотова, для лица с ОВЗ необходима «дорожная карта», по которой он смог бы выбирать механизм реабилитации, а органы государственной власти смогли бы планировать и финансировать расходы на проведение мероприятий, исходя не из гипотетического количества нуждающихся, а на основе реальной базы.

ВРООИ «Искра надежды» предложила под эгидой департамента труда и социального развития Воронежской области создать рабочую группу по разработке положения о межведомственном взаимодействия на основе высказанных, в том числе и инвалидным сообществом, замечаний. Со своей стороны организация принять участие в рабочей группе по разработке нового порядка.


Извлечения из экспертного заключения.

1. Наименование документа не отражает суть межведомственного подхода при реабилитации инвалида. Преамбула документа говорит о более широкой реабилитации инвалидов, чем название самого порядка.

2. Положения порядка не отвечают целям межведомственного взаимодействия. По сути, документ содержит набор выдержек из законодательства о компетенции тех или иных органов и о сути реабилитации. Тогда как задачей данного документа, на наш взгляд, должна быть детально прописанная процедура межведомственного взаимодействия органов-участников реабилитации граждан с инвалидностью.

3. В Порядке не отражена роль неправительственных организаций, которые участвуют в социальной реабилитации и создают рабочие места для инвалидов. Кроме того, не определён механизм взаимодействия с органами МСЭ.

4. Понятие координации в документе размыто. Наделение профильного департамента функциями координатора взаимодействия не должно сводиться к простому мониторингу и сбору информации. Оно должно быть направлено на информирование всех участников системы реабилитации о схеме реабилитации, анализ потребностей инвалидов в реабилитации с момента установления последней и предоставление максимального выбора услуг по реабилитации в сфере здравоохранения, занятости, образования и т.д., а также ведения банка данных лиц с инвалидностью и их потребностей в реабилитации на территории Воронежской области.

5. В Воронежской области имеется опыт межведомственной координации при реализации гражданами с ОВЗ образовательных потребностей с участием НКО (ВРООИ «Искра надежды»), создаётся банк данных о лицах с ОВЗ с особыми образовательными потребностями на основе межведомственного соглашения об информационном обмене. Полезно этот опыт перенести на все сферы реабилитации.