Информационное агентство Галерея Чижова

Образование без границ

06 сен, 2012 |

«ГЧ» продолжает знакомить читателей с нововведениями в сфере образования, которые вступят в силу в этом учебном году. Сегодня мы хотим привлечь ваше внимание к инклюзивному образованию, которое получает все большее развитие на территории нашей страны.

В Воронеже по экспериментальной программе введения инклюзивного образования – совместного обучения здоровых школьников и ребят с ограниченными возможностями − работают 3 образовательных учреждения. В их число входят школы № 67, № 30 и № 97. Корреспонденты «ГЧ» встретились с Павлом Стрепетовым, директором школы № 30, в которой с этого учебного года начнется подготовка проекта обучающей программы детей-аутистов.

Окно в Европу

Само по себе инклюзивное образование для России не ново. В рамках федеральной программы «Доступная среда» на данный момент создано 14 стажировочных площадок, призванных помочь регионам с обучением детей-инвалидов, и порядка 1,2 тысяч школ уже практикуют инклюзивное обучение. При этом во время обсуждения нового закона «Об образовании», подготовка которого ведется до сих пор, было принято решение увеличить количество таких учреждений до 10 тысяч в 2015 году, а к концу этого года в России их число будет равняться 750.

− Все школы Воронежа так или иначе практикуют инклюзию, но на данный момент только три из них выбраны в качестве экспериментальных площадок, в число которых входит и наше учебное заведение, − рассказывает Павел Леонидович. − Мы обязаны апробировать новые учебные программы, рассчитанные на такой вид образования, чтобы в будущем эксперимент превратился в обычную практику.

Единые возможности

На базе МОУ СОШ № 30 в 2011 году был проведен международный семинар с участием руководителя по инклюзивному образованию «ЮНЕСКО», новозеландца Дэвида Митчелла. По мнению Павла Стрепетова, на данный момент и в России, и в Европе, этой проблеме уделяется одинаковое внимание: В законе «Об образовании», который готовится к выходу в ближайшее время, тщательно будут прописаны все положения, касающиеся инклюзивного образования

− Включение в общественную жизнь детей с ограниченными возможностями уже не является неразрешимой проблемой. Именно поэтому, участвуя во встречах по этому вопросу с коллегами из других стран, я постоянно убеждаюсь, что в России есть все необходимое для развития подобающей инфраструктуры, образовательных программ, подготовки преподавателей. На данный момент единственным пробелом в этом вопросе является только появление в школах тьюторов – людей, которые бы сопровождали детей во время обучения, помогали им адаптироваться к коллективу и новым требованиям.

Дело в том, что в Европе существует отдельная специальность, должность в школе, которая называется «тьютор». У нас в стране обязанности таких людей на данный момент исполняют близкие родственники детей-инвалидов – мамы и папы, бабушки и дедушки.

Адаптация окружения

Немаловажным аспектом введения в российских школах инклюзивного образования является работа с родителями и педагогами:

− Что касается конкретно нашей школы, мы обеспечиваем переподготовку учителей по программам инклюзии. Так, например, наши педагоги проходили специальные курсы в Москве, участвовали в международных семинарах. Но важно вести также подготовку родителей и самих детей. Когда мы несколько лет назад заговорили с ними о возможности инклюзивного образования в нашей школе, многие из них даже не знали, что это. После того, как мы все объяснили, провели несколько концертов с участием детей с ограниченными возможностями, совместных собраний, взаимопонимание было достигнуто, − говорит Павел Леонидович. В Европе существует профессия «тьютор» − эти специалисты занимаются сопровождением детей-инвалидов в школах

Блестящее будущее инклюзивного образования в российских школах подтверждается самими учениками. Так, например, в школе № 30 по специальной программе обучается абсолютная чемпионка мира по настольному теннису, которая готовится к выступлению на Паралимпийских играх в следующем году в составе сборной страны. Несмотря на плотный график тренировок, 10-классница учится исключительно на «4» и «5».

Божий дар

В этом году руководство школы № 30 занимается проектом учебной программы для ребят-аутистов. Как показывает мировая статистика, именно они чаще всего становятся успешными специалистами и даже миллиардерами:

− На мой взгляд, способности таких детей – настоящий Божий дар, в развитии которого должна помогать школа. Прежде чем приступать к работе с ними, все педагоги должны пройти переподготовку, а в будущем мы планируем проводить специальные мероприятия и беседы с психологами, в которых будут участвовать и родители учеников, и сами ребята.

В школе № 30 обучается около 1000 детей, 20 из которых имеют различные степени инвалидности. Все они принимают активное участие в жизни образовательного учреждения, достигают спортивных и творческих побед и быстро находят общий язык с одноклассниками.

Согласно закону «Об образовании», в течение 2012 года 900 учителей из базовых школ России научатся разрабатывать индивидуальную программу реабилитации ребенка-инвалида в обычном учебном заведении. А к 2015 году их будет уже около 24 тысяч.

Источник: http://www.infovoronezh.ru/?page=newspage&id=12972&post=-29258730_697