ИНКЛЮЗИВНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ТВОРЧЕСТВА КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ИЗОЛЯЦИИ ИНВАЛИДОВ

Статья выполнена при поддержке РГНФ, проект № 11-06-0438а

Т.Е. Поветкина, О.В. Шарапова

В статье рассматривается проблема преодоления социально-культурной изоляции инвалидов через организацию инклюзивного фестиваля творчества детей и молодежи, концептуальной особенностью которого является объединение в единых творческих программах детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья и их здоровых сверстников. Содержательная сторона мероприятий фестиваля направлена на изменение отношения общественности к людям с ограниченными возможностями здоровья как равноправным участникам культурного процесса и жизни общества.

Всемирная организация здравоохранения и Всемирный банк обнародовали в 2011 году новые глобальные оценки, согласно которым более одного миллиарда человек имеют какую-либо форму инвалидности. То есть общее число людей с инвалидностью составляет уже около двенадцати процентов. ВОЗ и Всемирный банк настоятельно рекомендовали правительствам активизировать усилия по обеспечению доступа к основным службам и осуществлять инвестиции в специальные программы, позволяющие использовать огромный потенциал инвалидов. Действительно, наше общество очень разнообразно, но еще далеко не все члены этого общества включены во все сферы жизни, в том числе и в социально-культурную деятельность.

Социально-культурная деятельность доступна для инвалидов, в основном, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях и в реабилитационных центрах, при этом не каждый ребенок и взрослый инвалид имеет доступ к образованию, не хватает мест и в реабилитационных центрах. Отсюда мы можем говорить о социально-культурной изоляции людей с ограниченными возможностями.

По отношению к людям, имеющим инвалидность, не в полной мере реализовано право на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и в творческих процессах, относимое к основным правам личности и гарантируемое государством. И речь идет не только о доступности социально-культурных учреждений и услуг. Вопрос касается создания полноценной среды и условий, при которых творческая деятельность инвалида, его творческие достижения становятся достоянием широкой аудитории, всего общества.

Творчество инвалидов должно рассматриваться не только как форма и метод их реабилитации, а как неотъемлемая часть общей культуры общества, его нравственного здоровья и как один из важнейших инструментов интеграции инвалидов.

Большинство проводимых мероприятий, направленных на социальную адаптацию данной категории людей, сводится к организации и проведению для них творческих мероприятий без их же участия. Иными словами, люди с ограниченными возможностями здоровья в большинстве случаев выступают в роли зрителей или статистов проектов. Проведение мероприятий с непосредственным участием данной категории людей является большой редкостью, и в большинстве случаев они носят фрагментарный характер, что естественно резко ссужает круг участников и зрителей.

Анализ работы различных общественных организаций в РФ, которые занимаются развитием культуротворческой деятельности лиц с инвалидностью, обозначил целый ряд общих проблем:

Отсутствие у многих работников учреждений культуры навыков работы с детьми, имеющими разнообразные физические ограничения.
Отсутствие общего информационного пространства между организациями, работающими в релевантной сфере, недостаточность информированности детей, их родителей, общественности о реабилитационных мероприятиях средствами культуры и искусства.
Отсутствие связи и передачи богатого опыта в занятиях творчеством между коррекционными образовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования и культурно-досуговыми учреждениями.
Неготовность общества и государственных структур оценивать подобную деятельность в контексте культурного явления.
Таким образом, существует актуальная потребность в преодолении социально-культурной изоляции лиц с ограниченными возможностями здоровья через организацию фестиваля творчества, основанного на инновационных подходах.

Фестивали творчества инвалидов главными своими задачами видят расширение всесторонних культурных связей и создание условий для полноценной духовной жизни людей с ограниченными возможностями, их реабилитации и интеграции в общество через культуру и искусство. В рамках нашего исследования мы решили организовать инклюзивный фестиваль творчества детей и молодежи, концептуальной особенностью которого является объединение в единых творческих программах детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья и их здоровых сверстников. Содержательная сторона мероприятий направлена на изменение отношения общественности к людям с ограниченными возможностями здоровья как равноправным участникам культурного процесса и жизни общества.

Цель фестиваля — создание инклюзивного творческого пространства, соединяющего людей с ограниченными возможностями здоровья и их здоровых сверстников, способствующего раскрытию их творческого потенциала, развитию талантов, культурной самобытности, подготовки детей к независимой жизни в инклюзивном обществе в духе понимания, терпимости, уважения к различиям.

Задачи фестиваля:

  • привлечение широких кругов детей и молодежи к активному участию в культурной жизни общества;
  • стимулирование развития профессионального и любительского творчества среди детей и молодёжи, особенно среди людей с ограниченными возможностями здоровья, сирот, подростков из неблагополучных и неполных семей;
  • привлечение внимания общества к созидательно-творческой деятельности молодых людей с ограниченными возможностями как средству их самовыражения и реализации;
  • выявление молодых талантов, поддержка творчески одаренных детей и молодежи;
  • расширение творческих контактов детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья и их здоровых сверстников;
  • вовлечение молодежи области в решение социально значимых задач через участие в волонтерском движении;
  • изменение отношения общества к людям с ограниченными возможностями как равноправным участникам культурного процесса.

В реализации фестиваля использовался интеграционный подход, объединяющий всех участников на основе общих интересов вне зависимости от их физических возможностей. В единых творческих программах могли участвовать дети и молодые люди с ограниченными возможностями здоровья и их здоровые сверстники.

В Фестивале участвовали творческие коллективы и отдельные исполнители – учащиеся специализированных интернатов, общеобразовательных школ, реабилитационных центров, независимые исполнители, разделяющие основную цель Фестиваля. Особо приветствовались инклюзивные творческие коллективы и номера с участием людей с ограниченными возможностями здоровья и их здоровых сверстников.

Фестиваль проходил в течение всего года в виде многожанровых праздников: инклюзивные концерты (с участием детей с ОВЗ и их сверстников), тематические концерты (на День города, День победы, Новый год и т.д.), концерты, показывающие самобытность какой-либо общности людей – концерт танцевальных коллективов с ментальными особенностями, концерт жестовой песни, концерт исполнителей классической музыки; выставки изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества; благотворительные ярмарки; мастер-классы по различным видам декоративно-прикладного творчества.

В рамках Фестиваля также проводились конкурсы: исполнительского мастерства в различных номинациях, декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства; конкурс социального плаката, фотоконкурс, конкурс среди СМИ, волонтерский конкурс. Завершал все фестивальные мероприятия большой Гала-концерт, который демонстрировал безграничные возможности музыкантов, танцоров, литераторов и др. вне зависимости от состояния здоровья и других ограничений.

Проведение мастер-классов, совместные выступления юных участников и известных Воронежских музыкантов, открытие постоянно действующей выставки творческих работ детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья – эти и другие фестивальные мероприятия, несомненно, повлияли на развитие художественного творчества детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья и способствовало созданию равных возможностей для их участия в культурном процессе и жизни общества.

Проведение инклюзивного фестиваля творчества позволило привлечь все образовательные учреждения и центры области, занимающиеся данной проблематикой, а также органы власти (Департамент образования, науки и молодежной политики, Управление культуры), представителей бизнес-сообщества и общественных организаций к мероприятиям по преодолению барьеров в области творчества и доступа к культурным ценностям большинству детей и молодежи с ограниченными возможностями.

В результате мы можем утверждать, что проведение фестиваля способствовало раскрытию разнообразных граней творческой личности молодого поколения с ограниченными возможностями, значительно повысился уровень их социальной адаптации, который в дальнейшем будет способствовать формированию социально-активной личности.

Широкий круг инвалидов, детей-инвалидов были вовлечены в художественное творчество, в культурную жизнь; фестивальные мероприятия позволили им общаться и обмениваться опытом. Были выявлены наиболее талантливые ребята. Им оказана действенная помощь в занятиях художественным творчеством. С этой целью были привлечены ведущие деятели искусств, педагоги, психологи, другие специалисты для оказания творческой и методической помощи, решения вопросов реабилитации, социальной адаптации, дальнейшего профессионального образования детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья.

Фестивальные мероприятия привлекли внимание общественности к проблемам инвалидов (детей-инвалидов) и содействовали формированию положительного общественного мнения об инвалидах и инвалидности.

В фестивальное движение была вовлечена молодежь с целью решения социально значимых задач через участие в волонтерском движении, а также бизнес сообщество и органы власти – это позволило напрямую говорить с властными структурами о проблемах инвалидов и развивать социальную ответственность бизнеса.

Проведение фестиваля, безусловно, помогло созданию эмоционально-позитивного фона творческой деятельности и сказалось на улучшении качества жизни молодых людей с ограниченными возможностями в целом.

В результате проведения инклюзивного фестиваля творчества мы можем говорить о следующих результатах:

1. Широкие круги детей и молодежи с инвалидностью и без нее были привлечены к активному участию в культурной жизни общества.

2. Созданы условия для развития профессионального и любительского творчества среди детей и молодёжи, особенно среди людей с ограниченными возможностями здоровья, сирот, подростков из неблагополучных и неполных семей.

3. К творчеству людей с ОВЗ и их проблемам привлечено внимание общества.

4. Выявлены таланты и оказана профессиональная поддержка творчески одаренным детям и молодежи.

5. Проведение фестиваля способствовало изменению отношения к людям с инвалидностью.

Сведения об авторах:

Поветкина Татьяна Евгеньевна – канд. пед. наук, доцент кафедры теории, истории музыки и музыкальных инструментов Воронежского государственного педагогического университета. 8-920-426-52-06, t_e_povetkina@mail.ru
Шарапова Ольга Владимировна — канд. пед. наук, преподаватель института экономики и права. 8-910-347-27-35, ovsharapova@cityhall.voronezh-city.ru