В воронежских школах проходят уроки паралимпийских видов спорта

Тренировки устраивают в пяти учебных заведениях

Вы когда-нибудь пробовали прокатить мяч между конусами с закрытыми глазами? Или сыграть в волейбол сидя? А поучаствовать в подобии боулинга — необычной игре бочча? Опробовать на себе различные паралимпийские виды спорта и адаптивной физкультуры смогли обычные воронежские школьники в рамках проекта «Спорт вместе. По-настоящему!». Его реализуют общественная организация родителей детей с аутизмом «Искра Надежды» вместе с региональной общественной организацией инвалидов «Перспектива» при финансовой поддержке ПАО «Мегафон».

Спорт для всех

Главная цель акции — показать, что спорт доступен абсолютно всем и здесь нет никаких ограничений. В уроках участвуют и по каким-то причинам освобожденные от физкультуры ученики, и дети с особенностями развития.

— Этот проект поднимает проблему детей, освобожденных от занятий физкультурой. Даже если есть справка от врача, это не значит, что ребенку совсем не нужен спорт. Мы считаем, что все должны быть вовлечены, — поясняет руководитель «Искры Надежды» Татьяна Поветкина. — Кроме того, такие уроки очень расширяют представления детей о физической активности: ведь у нас мало распространены паралимпийские виды спорта. Хотя ими могут заниматься не только люди с ограниченными возможностями здоровья, но и вообще все желающие.

В проекте участвуют пять школ — №92 в Шилово, №6 в Коминтерновском районе, №90 и №67 в Левобережном районе, а также школа №3 в Новоусманском районе. По плану в каждой из них два раза в неделю проходят уроки адаптивной физкультуры. В результате в каждой школе как минимум 20 детей с инвалидностью занимаются вместе со сверстниками. В течение 2017 года в учебных заведениях устроят два дня, посвященных параспорту. Кроме того, в рамках проекта учителя физкультуры слушают вебинары, как обучать детей таким видам спорта. Экспертную поддержку оказывают педагоги адаптивной физкультуры реабилитационного центра «Парус надежды».

Специальные гости

В спортзале школы №92 в Шилово на первый День параспорта собирается больше семидесяти человек: ученики третьего, четвертого и пятого классов. Чтобы помочь им лучше освоиться, на тренировку пришли спортсмены-паралимпийцы, занимающиеся легкой атлетикой, Михаил Хлебников и Станислав Кашаев. Дети, пища от восторга, передают друг другу настоящие олимпийские факелы с Олимпиады в Сочи-2014. Затем спортсмены вынимают из двух больших пакетов свои медали и раскладывают их на столе у окна. Вокруг немедленно собирается стайка ребят. Особенно долго перед наградами останавливается первоклашка, которая задалась целью сфотографировать с двух сторон каждую медаль.

Взрослым все же удается навести порядок, уверяя детей, что в конце у них будет время и запечатлеть факелы, и сфотографироваться с Михаилом и Станиславом (вокруг них собирается самая большая толпа).

Учитель физкультуры Алексей Щеголев строит ребят в линейку и делит их на две команды. Одним выдают красные повязки на глаза, а другим синие.

Детей рассаживают в две линейки друг перед другом на полу спортзала. Потом им выдают специальный звенящий мяч для слабо видящих людей.

По заданию школьники должны перекатывать его друг другу максимально прямо и не терять. Ориентироваться приходится только на слух. Дети приступают к заданию по свистку. Чаще всех мяч попадает одному и тому же мальчику с синей повязкой. Секрет его успеха прост: он почти ложится на живот, наклоняется ухом к земле и максимально широко расставляет руки.

Учителя объясняют, что это подобие голбола — паралимпийского вида спорта. Обычно игроки делятся на две команды и стараются забросить звуковой мяч со встроенным колокольчиком в ворота противника.

Бильярд на площадке

На следующем этапе тренировки школьников строят в две шеренги и делят на пары. Задача — вместе провести звенящий мяч между конусами. Сделать это надо с закрытыми глазами. А чтобы человек с повязкой не потерялся в пространстве, его направляет товарищ. Правда, звенящий мяч оказался только один, а второй команде выдали обычный футбольный мяч, завернутый в шуршащий пакет.

— Это тоже хороший пример: видите, все что угодно можно адаптировать. Нет специального мяча за восемь тысяч? Возьмите простой, но оберните чем-нибудь шуршащим, — смеются организаторы мероприятия.

В очереди вместе со всеми стоят и трое учеников ресурсного класса. Детей можно выделить лишь по ярким желтым наушникам, которые делают громче голос и снижают уровень шума. Обращаю внимание на одного из мальчиков с тьютором: женщина хвалит своего подопечного за терпение и показывает ему поднятый вверх палец, а потом посылает воздушный поцелый. Ребенок улыбается.

Это задание ученики ресурсного класса проходят с тьютором и им повязок не выдают.

— Впечатлений у нас масса, — рассказывает учитель ресурсного класса Наталья Лахина. — Сначала мы переживали, смогут ли наши дети выдержать занятие физкультурой, ведь они пришли сюда после обычных уроков. Сейчас бы они уже давно были дома. Но пока все проходит хорошо, они спокойно ждут своей очереди и участвуют в играх. Для детей это очень большой прогресс: в начале обучения им было сложно отсидеть и обычные уроки.

После этого учеников делят на три команды: следующие задания они будут выполнять по очереди. Часть детей играет в волейбол сидя.

Вторая садится в круг паровозиком в центре зала. Ребята с повязками на глазах должны передавать звенящий мяч друг другу.

Но самое интересное ждет третью группу детей: они будут играть в бочча. Здесь школьников консультируют специальные гости.

— Бочча относится к паралимпийским видам спорта. Здесь самое важное — глазомер и тактика и не нужны физические силы. Поэтому в бочча могут участвовать все, — объясняет Михаил Хлебников. — Играют даже спортсмены с тяжелыми заболеваниями, которые сами не могут бросить мяч, а используют специальные скаты. Можно сталкивать с них мячи губами, а можно с помощью шлема с указкой. Обычно, у них есть помощник, который не участвует в игре, а только переставляет скат по указанию спортсмена. Перед бочча проходит квалификационная комиссия, на которой врачи подбирают равных друг другу по функциональным возможностям соперников.

Вообще бочча похожа на боулинг или бильярд. Игроков делят на две команды. В нашем случае школьники играют шесть на шесть мячей. Сначала бросают «главный» мяч — джэк бол. Потом игроки кидают свои мячи в поле и стараются, чтобы они упали как можно ближе к джэк болу. Попутно можно пытаться вытолкнуть чужие мячи за рамки площадки. Чем ближе шары команды оказались к джек болу, тем больше ей начисляют баллов. По их сумме в конце игры определяют победителя.

Бочча вызывает у детей, пожалуй, больше всего эмоций. Все хотят попробовать себя в необычном «бильярде на площадке», в том числе и ученики ресурсного класса.

По словам организаторов, в рамках проекта детей еще ждет пятидневный летний спортивный лагерь. А в конце года — масштабный Фестиваль параспорта, который пройдет в Дворце творчества детей и молодежи.


В ТЕМУ

В Воронеже всего несколько мест, где могут заниматься спортом дети с инвалидностью и особенностями развития. До 18 лет можно приходить в реабилитацонный центр «Парус Надежды» (дети с аутизмом, например, могут тренироваться только там). Там же обучают игре в бочча. Кроме того, на Плехановской действует школа сурдлимпийского и паралимпийского резерва. Но туда обычно идут ребята, нацеленные на серьезные занятия спортом.

Материал подготовлен в рамках программы Гильдии аналитических журналистов «Социальная ответственность современных СМИ в работе с НКО и благотворительными проектами социально ориентированных компаний региона».

Источник: Комсомольская правда
Фотограф: Кристина Бражникова
Автор: Виктория Лушина