Адаптивная физкультура — спорт для всех

На вопрос: «Нужен ли ребенку спорт?» любой родитель уверенно скажет: «Да!». Спорт – это сила, ловкость, выносливость и, конечно, здоровье. Дети, занимающиеся спортом, лучше учатся, меньше болеют, имеют минимум вредных привычек и много друзей. Но для ребят с ограниченными возможностями здоровья, как правило, закрыты двери спортшкол. А для детей с аутизмом и другими ментальными нарушениями даже обычный школьный урок физкультуры может быть непосильной задачей.

Но три года назад в результате сотрудничества ВРООИ «Искра Надежды» со спортивным отделом РООИ «Перспектива» (г. Москва) мир детского спорта в Воронеже стал понемногу изменяться. Школьники открыли для себя паралимпийские видов спорта, и теперь все без исключения дети – и с инвалидностью, и без инвалидности, умеют играть в боччу, голбол и волейбол сидя. А на уроки адаптивной физкультуры приходят не только ученики ресурсных классов, но и все ребята, кто по каким-то причинам не может посещать обычную физкультуру.

Но даже самые замечательные проекты воплощаются в жизнь только руками замечательных людей. Знакомьтесь — Алексей Викторович Щеголов, учитель физкультуры школы №92. Обычная школа, обычный учитель. Но когда в эту школу пришли необычные ученики – с расстройством аутистического спектра – Алексей Викторович, как настоящий спортсмен, подошел к этой задаче как к новой вершине, которую необходимо покорить. Дети с РАС, как правило, неловки, с нарушенной проприоцепцией (ощущением положения частей собственного тела относительно друг друга и в пространстве). Поймать мяч, перепрыгнуть двумя ногами через черту для многих было нереально трудно. Да что там поймать, многие мяч даже не замечали. Но упорство, профессионализм и неравнодушие творят чудеса: на открытом уроке в апреле этого года мы с удивлением увидели, как наши ребята со знанием дела проводят разминку, выполняя сложные упражнения, а потом с воодушевлением играют в пионербол через взрослую сетку! А как ловко они ведут ногами мяч, обходя фишки! Может, для кого-то эти достижения покажутся незначительными, но родители и специалисты знают, сколько труда нужно вложить, чтобы ребенок с аутизмом научился играть в футбол.

Алексей Викторович Щеголов: «Удивительная штука жизнь. Я жил и даже не думал, что буду работать с детьми с ОВЗ и познакомлюсь с такими замечательными людьми. В 2016 году у нас в школе открылся ресурсный класс, куда пришли дети с расстройствами аттического спектра. Меня пригласили вести занятия по адаптивной физической культуре. На первых порах мне было сложно. Затем я понял особенность проведения занятий. При работе с детьми РАС главное, это индивидуальный подход к каждому ребенку. Желание научить его и упорство. Когда твой воспитанник добивается каких-то результатов, то внутри тебя все радуется, ты намечаешь новые цели и ждешь новых побед».

Спортивные успехи учеников неизбежно сказываются и на их учебных делах. Рассказывает Наталья Викторовна Лахина, учитель ресурсного класса школы №92: «Спорт очень нужен детям с расстройством аутистического спектра. Он помогает им не только физически развиваться. Я вижу, как дети становятся более собранными, внимательным, как учатся общаться и взаимодействовать друг с другом. Пользу таких занятий трудно переоценить!».

Тем более странно, что сейчас адаптивная физкультура в школах держится сейчас в основном на энтузиазме профессионалов-единиц, таких как Алексей Викторович Щеголов. Сделать адаптивную физкультуру полноправной школьной дисциплиной, такой же, как математика и язык, поддержать увлеченных этим учителей – вот задача номер один для руководителей образовательной сферы! Ведь адаптивная физкультура – это детское здоровье и залог успешной учебы не только ребят с аутизмом, но и всех детей с ограниченными возможностями здоровья. А они есть в каждой школе, и с каждым годом их все больше и больше…

Уверены, адаптивная физкультура должна полноценно войти в каждую школу нашего города!