Вопрос юристу

Часто задаваемые вопросы

Январь

1. Вопрос: Имеет ли при этих обстоятельствах право ребенок-инвалид на получение социальной пенсии по инвалидности, а мать ребенка-инвалида на ежемесячные денежные выплаты в связи с осуществлением ухода за ребенком-инвалидом?

Ответ: Имеет.
Обоснование:Согласно пункта 2 Перечня (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28.11.2014 г. № 958н) для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность (свидетельство о рождении), возраст, место жительства, гражданство регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина.
Пунктами 41,42 вышеуказанного Перечня предусмотрено, что для назначения социальной пенсии по инвалидности необходимы документы и о постоянном проживании гражданина в Российской Федерации. Документом, подтверждающим место жительства гражданина РФ, не достигшего 14-летнего возраста, на территории РФ, является свидетельство о регистрации с отметкой о регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом Федеральной миграционной службы п. 57 Перечня).
Вместе с тем, в абзаце 2 пункта 2 Перечня установлено, что при отсутствии места жительства на территории Российской Федерации необходим документ, подтверждающий место пребывания на территории Российской Федерации.
Также, в силу положений статьи 27 Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. № 713) сам по себе факт регистрации гражданина РФ на территории Российской Федерации или отсутствие таковой не порождает для него каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации его прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ и федеральными законами.

Гражданка И. является матерью ребенка-инвалида, которому инвалидность установлена в январе 2013 г. бюро МСЭ Луганской области (Украина). В 2015 году семья гр.И. переехала в г.Воронеж. Все члены семьи оформили гражданство Российской Федерации. Имеют регистрацию по месту пребывания в г. Воронеже (по определенному адресу).

[свернуть]

2. Вопрос: Возможно ли обучение ребенка – инвалида на дому в случае, если его заболевание не включено в Перечень заболеваний, наличие которых дает право на надомное обучение?

Ответ: Возможно.
Обоснование:В соответствии со статьёй 41 Федерального закона от 21.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Охрана здоровья обучающихся) для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также для детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение может быть организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).
Оформление на надомное обучение осуществляется на основании заключения медицинской организации в соответствии с перечнем определенных заболеваний, наличие которых дает право на надомное обучение (Перечень заболеваний, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.06.2016 № 436н во вложении).
Следует иметь в виду, что врачебная комиссия медицинской организации, в которой наблюдается ребенок, в соответствии с разъяснениями Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.09.2016 № 15-3/10/2-5810, может выдать заключение о наличии у ребенка-инвалида реальных, объективных показаний для обучения на дому даже в том случае, если заболевание ребенка не внесено в вышеуказанный Перечень (письмо Минздрава РФ во вложении).

[свернуть]

Февраль

3. Вопрос: Возможно ли использовать средства материнского капитала на оплату услуг тьютора, сопровождающего ребенка-инвалида в школе в связи с тем, что образовательное учреждение не вводит в штатное расписание должность тьютора?

Ответ: Нет, невозможно.
Обоснование: В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (статья 7) средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям можно распоряжаться по следующим направлениям:
1) улучшение жилищных условий;
2) получение образования ребенком (детьми);
3) формирование накопительной пенсии для женщин;
4) приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов;
5) получение ежемесячной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».
(п. 5 введен Федеральным законом от 28.12.2017 № 432-ФЗ)
Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала может осуществляться лицами, получившими сертификат, одновременно по нескольким направлениям.
В статье 11 вышеуказанного Федерального закона уточняется, по каким именно направлениям при получении образования ребенком может осуществляться использование материнского (семейного) капитала:
1) оплата платных образовательных услуг;
(п. 1 в ред. Федерального закона от 28.12.2017 № 432-ФЗ)
2) оплата иных связанных с получением образования расходов, перечень которых устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 г. № 926 «Об утверждении Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов»
Как следует из вышеуказанного постановления к иным связанным с получением образования расходам относятся:
— оплата пользования жилым помещением и коммунальных услуг в общежитии, предоставляемом организацией обучающимся на период обучения.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.07.2014 № 648, от 30.12.2017 № 1713)
— оплата содержания ребенка (детей) и (или) присмотра и ухода за ребенком (детьми) в организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования и (или) образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.07.2014 № 648, от 30.12.2017 № 1713).
Предоставление услуг тьютора является одним из специальных образовательных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ (статья 79 Федерального закона от 21.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»).
Создание специальных образовательных условий является обязательством образовательной организации.

В ВРООИ «Искра Надежды» обратилась Т. с просьбой разъяснить ей порядок использования материнского(семейного) капитала на образование ребенка-инвалида.

[свернуть]
4. Вопрос: Возможно ли внести изменение в действующий договор об образовании и увеличить время пребывания ребенка в детском саду? Что может повлиять на изменение режима пребывания ребенка в дошкольном учреждении?

Ответ: Внесение изменений в договор об образовании возможен.
Обоснование: В соответствии с приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» (п. 14) время нахождения в группе кратковременного пребывания — от 3 до 5 часов в день. Таким образом, ограничение времени пребывания ребенка до 3, 6 часа ежедневно является искусственным торможением его развития.
Режим посещения и продолжительность пребывания ребенка в образовательной организации определяется индивидуально в соответствии с рекомендациями специалистов (психологов, тьюторов, воспитателей и т.д.), с учетом динамики развития ребенка, его психофизического состояния.

В ВРООИ «Искра Надежды» обратилась Н. её ребенок-инвалид зачислен в группу краткосрочного пребывания детского сада общеразвивающего вида. В договоре об образовании, заключенном между Н. и дошкольной образовательной организацией, оговорен конкретный режим ежедневного пребывания ребенка в детском саду- 3,6 часа.

[свернуть]

Март

5. Вопрос: Каков порядок зачисления ребенка-инвалида в общеобразовательное учреждение общего типа и порядок оформления ребенка-инвалида на надомное обучение? Что является основанием для перевода ребенка-инвалида на надомное обучение: рекомендация ПМПК или заключение медицинской организации? Имеет ли право администрация образовательного учреждения настаивать на обучении ребенка-инвалида в регулярном классе по урочно-классовой форме?

Ответ: В Российской Федерации нет единых правил зачисления детей (включая детей-инвалидов) в образовательное учреждение. Федеральным законом от 21.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» определено, что к компетенции образовательной организации относится прием обучающихся (статья 23). В каждом образовательном учреждении должен быть принят локальный нормативный акт (Порядок или Положение), регламентирующий правила приема обучающихся, который в обязательном порядке должен быть общедоступным, в том числе размещен на официальном сайте школы в сети «Интернет» (статьи 29, 30).
Основанием для организации обучения на дому являются: 1. Заключение медицинской организации; 2. Заявление родителей(законных представителей) (статья 41).
Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) по результатам обследования ребенка-инвалида готовит рекомендаций(обязательные для исполнения образовательными организациями) по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а именно: рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.

Администрация образовательного учреждения не имеет права настаивать на обучении ребенка-инвалида в регулярном классе по урочно-классовой форме, т.к. право выбирать образовательную организацию, форму получения образования и форму обучения принадлежит родителям(законным представителям) несовершеннолетних детей (статья 44).

В ВРООИ «Искра Надежды» обратилась Р., мать ребенка-инвалида, имеющего множественные тяжелые нарушения развития, включая интеллектуальное.

[свернуть]
6. Вопрос: Каким образом можно обжаловать действия специалистов бюро медико-социальной экспертизы ( МСЭ)?

Ответ: Если Вы не согласны с решением бюро МСЭ, то в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (раздел VI,п.п.42-46) гражданин (его законный или уполномоченный представитель, включая родителя детей-инвалидов) может обжаловать решение бюро МСЭ в главное бюро МСЭ в месячный срок (с даты принятия решения) на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро.
Заявления о несогласии с решением бюро МСЭ оформляются на специальном бланке, предоставляемом бесплатно работниками бюро МСЭ.
Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-х дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро.
Решение главного бюро МСЭ может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро МСЭ на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным или уполномоченным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро.

1) Федеральное бюро медико-социальной экспертизы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Руководитель — главный федеральный эксперт по медико-социальной экспертизе Дымочка Михаил Анатольевич
Адрес: 127486, г.Москва, ул.Ивана Сусанина, 3.
E-mail: fbmse@fbmse.ru
Телефон: 8(499)487-57-11
2) Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
И.о. руководителя – главного эксперта по МСЭ Ольга Ивановна Титова
Адрес: Россия, Воронеж, улица Ленина, 104Б
Телефон:+7 473 267-94-25, +7 473 267-94-18
Справочно-информационный центр: +7 473 267-94-20
Сайт: mse36.ru
Настоятельно рекомендуем оформлять все письменные обращения (жалобы) в двух экземплярах, регистрировать у секретаря руководителя (медицинской организации, бюро МСЭ) с обязательным проставлением на Вашем экземпляре даты принятия обращения и номера входящей корреспонденции.
Возможно направление письменного обращения по электронной почте, почтой России.

Решения бюро МСЭ, главного бюро МСЭ, Федерального бюро МСЭ могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным или уполномоченным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

[свернуть]
7. Вопрос: Каков порядок переосвидетельствования ребенка-инвалида?

Ответ: В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» категория «ребенок-инвалид» устанавливается на 1 год, 2 года, 5 лет либо до достижения гражданином возраста 18 лет.
Категория «ребенок-инвалид» сроком на 5 лет устанавливается при повторном освидетельствовании в случае достижения первой полной ремиссии злокачественного новообразования, в том числе при любой форме острого или хронического лейкоза.
Переосвидетельствование детей-инвалидов осуществляется 1 раз в течение срока, на который ребенку установлена категория «ребенок-инвалид».
При переосвидетельствовании детям, не достигшим 18 лет, категория «ребенок-инвалид» устанавливается до достижения им возраста 18 лет:
не позднее 2 лет после первичного установления категории «ребенок-инвалид» лицу, имеющему заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по перечню согласно приложению к вышеуказанному постановлению;
не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных или абилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к вышеуказанному постановлению).
Переосвидетельствование инвалида может осуществляться заблаговременно, но не более чем за 2 месяца до истечения установленного срока инвалидности.
Признание ребенка инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
В случаях, требующих специальных видов обследования ребенка в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности, реабилитационного потенциала, а также получения иных дополнительных сведений, может составляться программа дополнительного обследования, которая утверждается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро). Указанная программа доводится до сведения родителя(законного представителя) ребенка, проходящего медико-социальную экспертизу, в доступной для него форме.
Так же доводим до Вашего сведения:
— Вы, как законный представитель своего несовершеннолетнего ребенка, имеете право пригласить любого специалиста (включая лечащего врача, педагога, психолога) с его согласия для участия в проведении медико-социальной экспертизы с правом совещательного голоса.
(п. 27(1) введен Постановлением Правительства РФ от 10.08.2016 № 772)
— Специалисты бюро МСЭ (главного бюро, Федерального бюро) обязаны ознакомить Вас с порядком и условиями признания гражданина инвалидом, а также давать разъяснения по вопросам, связанным с установлением инвалидности.

[свернуть]